Над полигоном сгущаются птицы
Крупное хранилище ТКО в Воронежской области оказалось незаконным
Полигон твердых коммунальных отходов (ТКО) ООО «Благоустройство», обслуживающий Борисоглебск Воронежской области (60 тыс. человек населения), вынужден уже третий год работать без обязательного согласования со стороны находящегося поблизости военного аэродрома. Вчера Росприроднадзор заявил о том, что по факту отсутствия согласования обратится в военную прокуратуру. Военные не выдают разрешения на работу полигона, потому что птицы со свалки, по их утверждению, постоянно сталкиваются с самолетами. Областные власти предупреждают, что единственному для Борисоглебска полигону придется работать минимум до 2022 года, когда начнется строительство крупного межрайонного объекта. Юристы напоминают, что прокуратура может добиться принудительного закрытия свалки.
О том, что полигон ООО «Благоустройство» по-прежнему работает без согласования расположенного в 2,5 км от него учебного аэродрома Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков, вчера сообщило Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора. Оно провело плановую проверку предприятия и выявило целый ряд нарушений, но отсутствие согласования отнесло к числу «серьезных»: «Это может создать угрозу безопасности полетов воздушных судов или создать помехи в работе оборудования аэродрома».
Всего было выявлено 94 нарушения, в том числе захоронение недопустимых отходов (отработанных шин, лома и других), «беспорядочное складирование» по всей площади полигона, размещение мусора без проектов нормативов образования отходов. Более того, мусор нашли на 2 тыс. кв. м за пределами полигона. Компания и должностные лица уже привлечены к ответственности на 465 тыс. руб., некоторые материалы направлены в суд. Также, «учитывая характер правонарушений», управление направит результаты проверки в прокуратуру, в том числе в военную прокуратуру Воронежского гарнизона, говорится в сообщении ведомства.
Проблемы с получением согласования у борисоглебского полигона начались в 2018 году, когда о необходимости такого документа администрации городского округа заявила военная прокуратура.
В августе 2018-го суд поддержал требования прокурора, обязав «Благоустройство» провести согласование «с уполномоченным органом собственника аэродрома», несмотря на возражения компании и властей. «Благоустройство» подало апелляционную жалобу, но областной суд лишь уточнил, что добиваться согласования компания должна вместе с чиновниками. Администрация, не понимая, к кому именно нужно обращаться за согласованием, в октябре 2018 года направила запрос в Минобороны. Только в мае 2019-го военное ведомство сообщило, что обратиться нужно к старшему авиационному начальнику аэродрома, командиру учебной авиабазы Евгению Звезде.
Полковник Звезда в сентябре 2019-го отказал властям в согласовании полигона и порекомендовал «прекратить деятельность с использованием ТКО». Этот отказ администрация и «Благоустройство» попытались обжаловать в суде, который в июле 2020 года вынес решение в пользу военных. Его администрация оспаривать уже не стала.
Представители военной прокуратуры и авиабазы настаивают, что, согласно Воздушному кодексу и Правилам выделения на приаэродромной территории подзон (утверждены правительством РФ), привлекающие птиц объекты (в том числе мусорные полигоны) должны располагаться не менее чем в 15 км от «контрольной точки» аэродрома, если они не попадают в воздушные подходы. Военные утверждают, что птицы серьезно осложняют пилотирование: так, только с 2012 по 2016 год самолеты пять раз сталкивались с ними.
По мнению прокуратуры, работа полигона способствует «ухудшению орнитологической обстановки» и «может привести к попаданию птиц в двигатель самолета и к аварийной ситуации, создает угрозу возникновения катастрофы воздушного судна с необратимыми последствиями». В «Благоустройстве» настаивали, что участок «для организации городской свалки» на юго-востоке Борисоглебска был выделен администрацией еще в 1996 году, о чем не могли не знать на аэродроме. Капитального строительства на свалке не велось. По мнению «Благоустройства», полигон не представляет опасности для воздушных судов: птицы якобы больше летят с ближайшего кладбища, а на полигоне их отпугивают с помощью акустической пушки.
Сейчас полигон продолжает работу, несмотря на решения судов. Глава Борисоглебского городского округа Андрей Пищугин вчера переадресовал вопросы “Ъ-Черноземье” в областной департамент природных ресурсов и экологии. Он удивился новым претензиям со стороны Росприроднадзора, заявив, что «есть решение суда». Руководитель департамента природных ресурсов и экологии Наталья Ветер вчера пояснила “Ъ-Черноземье”, что действующий полигон был включен в территориальную схему обращения с отходами, но после изменения федеральной нормативной документации оказался вне правового поля: «Уже разрабатывается проектная документация для нового полигона, который появится в соседней Грибановке. Он согласован на федеральном уровне. Начало его строительства запланировано на 2022 год, сколько оно продлится, будет ясно по итогам разработки документации. Пока же отходы будут вывозиться на старый полигон».
В регоператоре по обращению с отходами, ГУП «Облкоммунсервис», не ответили на звонки “Ъ-Черноземье”.
Партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко подтверждает, что расположение полигона в пределах 2,5 км от действующего аэродрома «входит в противоречие с нормами законодательства»: «Тот факт, что ранее, до утверждения границ приаэродромной территории, его расположение было согласовано местной администрацией, не является аргументом в пользу ООО "Благоустройство". Де-юре сам факт существования полигона вблизи действующей ВПП противоречит нормам полетной безопасности. Шансы на легализацию его дальнейшей деятельности равны нулю. Если администрация полигона продолжит его эксплуатацию, в ее отношении могут быть предприняты меры понуждения к исполнению вступившего в законную силу решения — полигон могут закрыть и даже рекультивировать с последующим возложением понесенных расходов на "Благоустройство"».
«После аварийной посадки в поле Airbus летом 2019 года в Жуковском, когда самолет столкнулся с птицами, Минюст выступил с инициативой введения штрафов от 500 тыс. до 1,5 млн руб. за организацию свалок и полигонов на прилегающих к ВПП территориях. Но на сегодня дальше законопроекта инициатива не ушла, а проблема себя не исчерпала,— отмечает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.— Привлечь "Благоустройство" к ответственности за неисполнение предписания Росприроднадзора можно, но это мизерные суммы — от 10 до 20 тыс. руб. За несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе отходов штрафы доходят до 250 тыс. руб., но могут быть некритичными для организации. Помимо штрафов свалке может грозить лишь ее принудительное закрытие — в том случае, если с таким требованием выступит администрация аэродрома или военная прокуратура».