Росбанк заглянул за облака
Как создать, каков эффект и когда окупится внедрение собственных облачных технологий в крупнейшем частном банке России
В условиях обострившейся конкуренции банки ищут решения, помогающие им быстрее выводить на рынок новые продукты, наращивать выручку и сокращать операционные расходы. Большие возможности для этого открывают облачные технологии. Одним из первых среди частных российских банков переводит цифровой бизнес и ИТ-системы в целом в приватное облако Росбанк. Показатель Time To Market уже сегодня сократился радикально: с нескольких месяцев до пары дней, а по прогнозам банка срок окупаемости частного облака составит около двух лет.
Минутная готовность
Идея создать собственное частное облако родилась в Росбанке около трех лет назад. Вдохновил опыт международной финансовой группы Societe Generale (SG), которая уже давно и успешно реализует стратегию, ориентированную на снижение стоимости ИT-платформы.
Французский тренд по достоинству оценили в штаб-квартире российской «дочки» SG. Как пояснил руководитель департамента цифрового развития розничного бизнеса Росбанка Павел Меньшиков, ранее на разворачивание ИT-инфраструктуры под воплощение и запуск бизнес-идеи уходило минимум шесть месяцев. Это время нужно было, чтобы защитить проект у руководства, пройти тендерные процедуры, заключить договоры и дождаться поставки.
Системно значимый
После создания частного облака выделение ИТ-ресурсов происходит за пару минут. Именно столько времени нужно, чтобы бизнес-подразделениям банка без конкурсов получить на портале необходимый объем инфраструктурных мощностей. Вслед за этим подтянулся показатель Time To Market. К примеру, на внесение необходимых изменений в новое мобильное приложение Росбанка и вывод их в промышленную эксплуатацию сейчас хватает и одного рабочего дня.
«Для бизнеса критически важна скорость создания ИТ-инфраструктуры под новую бизнес-инициативу,— говорит господин Меньшиков.— Конкуренты не спят. Всего за месяц "окно возможностей" может наглухо закрыться. Плюс не стоит забывать и про ИT-бюрократию. Например, любое приложение, прежде чем попасть в App Store или Google Play, проходит предварительную проверку. Часто на нее уходит больше времени, чем на разработку новых функций приложения.
Частное облако позволяет выиграть время. Теперь мы можем публиковать обновление быстрее, чем провайдеры проверят его. Сегодня все дистанционные сервисы банковского обслуживания физлиц и юрлиц находятся в нашем частном облаке. И список услуг постоянно расширяется».
Эффект от использования облачных технологий для бизнеса группы SG усиливается за счет масштаба их применения. В частное облако Росбанка «переселяются» и другие компании финансовой группы. Причем сделали они это не по приказу сверху или не в знак корпоративной солидарности. Дело в том, что изначально модульный подход к построению облака позволил без значительных доработок сделать публичный сегмент. Теперь лизинговая компания «АЛД Автомотив» использует ресурсы банка, хотя ранее планировала сотрудничество с публичным провайдером. Оказалось, что стоимость «внутренних» облачных сервисов дешевле и интереснее по производительности, чем предложения внешних поставщиков. В частное облако банка «переехали» также «Росбанк Авто», «РБ Факторинг», «РБ Лизинг».
— Благодаря внедрению частного облака на порядок выросли креативность и автономность 30 наших Agile-команд,— говорит Павел Меньшиков.— Теперь они не зависят от Core IТ, быстро получают инфраструктурные ресурсы, самостоятельно развивают собственную микросервисную экосистему. При этом несколько разных Agile-команд могут вести совместные проекты. Благодаря этому скорость изменений в Росбанке и экономический эффект существенно выросли.
Отказ от монолита
В последние годы SG уходит от устаревших ИT-систем. Росбанк следует этому тренду, стандартизируя архитектуру информационных систем, приложения, инфраструктуру, чтобы уменьшить их стоимость. В частности, для разработки приложений банк использует контейнерные технологии. Раньше приложения разрабатывались монолитными. То есть любое незначительное изменение софта автоматически означало обновление всей системы. Это требовало много времени и затрат, влекло за собой большие риски. Сейчас архитектура приложений микросервисная. Каждый микросервис — крохотная бизнес-функция, по сути, является небольшим фрагментом программного кода и находится в отдельном «контейнере». Такой подход позволяет легко и быстро менять функционал любого микросервиса, не затрагивая работу остальных. Например, банк таким образом может каждую неделю предлагать своим клиентам новые интересные условия по кредитным продуктам.
«Сейчас мы уходим от монолитных приложений в пользу ПО микросервисной архитектуры на основе технологий контейнеризации. Несколько лет назад SG выбрала платформой для управления контейнерами Red Hat OpenShift. Это ПО стало своеобразным стандартом для работы с контейнерами и для нас»,— сообщает начальник управления IaaS Росбанка Андрей Пономарев.
Сервисы контейнеризации также доступны в частном облаке Росбанка. Это позволило организации в разы ускорить выпуск релизов приложений. По оценке Андрея Пономарева, внедрение частного облака изменило парадигму работы инженеров: «Мы создали по разным направлениям несколько Agile-групп, разрабатывающих микросервисные приложения. Они, как Данко, освещают новым подходом путь из монолитного прошлого и помогают банку выдвинуться на передовые рыночные позиции».
Мода на open source
Создание частного облака Росбанк доверил компании «Инфосистемы Джет». Ее специалисты разрабатывают и интегрируют облачную платформу на основе ПО open source (ПО с открытым исходным кодом). Как сообщил Вячеслав Медведев, руководитель направления облачных решений «Инфосистемы Джет», «исторически при создании частных облаков многие крупные банки ориентируются на использование вендорского софта. Применение решений open source для этой цели банкам в новинку, но выгодно оптимизирует затраты. В то же время открытое ПО дает большие возможности — экосистема open source продуктов настолько обширна, что в ней есть инструменты для огромного спектра задач».
Крупнейший ИТ-поставщик
Облачная платформа уже создана. Ее «витриной» является портал, где можно выбрать и заказать нужные ИТ-услуги. Этому предшествовала кропотливая работа по разработке каталога сервисов и расчету стоимости каждого из них, а также разработанная экспертами подрядчика модель расчета стоимости вычислительных ресурсов. Она в виде калькулятора встроена в облачную платформу и позволяет при оценке стоимости услуг учитывать множество факторов: от стоимости используемого при предоставлении услуги оборудования до зарплаты администратора, обслуживающего это «железо». Зато теперь запрос инфраструктурных услуг в Росбанке не сложнее процесса покупок в интернет-магазине.
При переходе в облако Росбанку было рекомендовано изменить некоторые процессы, чтобы получить максимальные преимущества от автоматизации. Так, был пересмотрен процесс согласования и создания ресурсов. Теперь для ИT-систем и подразделений разработки определена квота на заказ ресурсов. Если запрашиваются ресурсы сверх нее, то запускается согласование. В рамках бюджета процесс предоставления ресурсов максимально ускорен.
«Уникальность приватного облака Росбанка в том, что оно обладает исчерпывающим функционалом и для бизнеса, и для ИТ,— отмечает Вячеслав Медведев.— В составе частного облака имеется подсистема метеринга — модуля, рассчитывающего потребление ресурсов и формирующего отчеты для менеджмента.
С его помощью можно узнать, в интересах какого подразделения созданы инфраструктурные сервисы, какие объекты находятся в хранилище, в виртуальной среде, как давно ресурсы потребляются. Все это помогает добиться кристальной прозрачности в использовании ресурсов и справедливой оплаты за них».
По мнению эксперта из «Инфосистемы Джет», частное облако изменило подход Росбанка к распределению затрат. Банк перешел на модель оплаты по мере использования ресурсов (pay as you go) за счет точного биллинга. Приватное облако помогает снизить затраты на эксплуатацию за счет стандартизации предоставляемых ИT-услуг по автоматизации основных эксплуатационных задач. А благодаря модели расчета стоимости теперь стало возможно точно оценить объем инвестиций в новые бизнес-инициативы.
По словам Андрея Пономарева из Росбанка, срок окупаемости частного облака не превышает двух лет за счет применения гиперконвергенции и стандартизации. Этот фактор в совокупности с преимуществами облака делает подобные проекты перспективными и для других участников финансовой индустрии. Тем более что для них есть возможность тиражировать опыт Росбанка с учетом необходимой адаптации.