Вагонам не по силам ремонты
Операторы просят ФАС разобраться в росте цен
Железнодорожные операторы обратились в ФАС с просьбой проверить ценовую политику вагоноремонтных компаний, поскольку те ежемесячно и почти одновременно повышают цены. Стоимость ремонтов выросла на 17% по сравнению с началом года. Вагоноремонтные компании не отрицают, что поднимают цены. Однако подчеркивают, что они еще не вернулись к уровню 2019 года, тогда как затраты на материалы растут.
“Ъ” ознакомился с письмом Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) главе ФАС Максиму Шаскольскому. Участники рынка просят «изучить ситуацию с неоднократным повышением цен в 2021 году вагоноремонтными предприятиями на услуги по ремонту вагонов и их запасных частей».
В письме говорится, что члены союза работают по прямым договорам с вагоноремонтными предприятиями, крупнейшие из которых — ВРК-1 (входит в ОАО РЖД), НВРК (бывшая ВРК-2, в 2020 году куплена Новой вагоноремонтной компанией) и «ОМК Стальной путь» (ранее ВРК-3, куплена ОМК в 2019 году). Члены СОЖТ с мая «ежемесячно и практически одновременно» получали от ремонтников сообщения об увеличении цен.
«Итоговый рост на начало сентября составит до 17% к началу года,— пишут в СОЖТ,— с середины сентября объявлено очередное повышение, и дальнейший рост не исключается».
Несмотря на совещания, говорит источник “Ъ” на операторском рынке, ремонтники продолжают поднимать цены. По мнению СОЖТ, есть основания «для оценки действий вагоноремонтных компаний с точки зрения законодательства о защите конкуренции». В ФАС “Ъ” письмо получили и обещали рассмотреть в установленном порядке.
Вагоноремонтные предприятия не отрицают увеличения цен, но объясняют ситуацию их предшествующим спадом. Стоимость планового ремонта в 2020 году снизилась более чем на 15% к 2019 году из-за резкого снижения спроса и требования дисконтов, уточняет первый замгендиректора группы НВРК Максим Кленов. В результате, отмечает он, НВРК, ВРК-1 и ОМК СП закончили год с убытком. «В 2021 году спрос на перевозки вырос, операторы начали одновременно ремонтировать вагоны и выводить парк из отстоя,— рассказывает он.— За лето на сети было отремонтировано плановым ремонтом 115,8 тыс. вагонов, что на 29% больше, год назад».
Господин Кленов также говорит о росте цен на запчасти и материалы, необходимые для ремонта: с начала года рост стоимости металлопроката, леса и ГСМ (технические смазки и моторные масла) превысил 100%, с июня стоимость тормозной колодки и фрикционного клина выросла в среднем на 23%:
«Мы подтверждаем, что в 2021 году вынуждены были поднимать цены, в среднем на 10–15%. Но до сих ремонтируем дешевле, чем в 2019 году, поэтому стоимость продолжит расти».
Отрасль уже столкнулась с дефицитом трудовых ресурсов и необходимостью увеличивать зарплату рабочим, добавляет он.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что обращение в ФАС вполне обоснованно с точки зрения усиления переговорных позиций операторского сообщества, хотя и не считает, что имеет место сговор: несмотря на рост количества ремонтов, большое количество мощностей не задействовано и между крупнейшими вагоноремонтными предприятиями продолжается острая конкуренция. Скорее речь идет о реакции на действия конкурентов и рост доходов операторов, считает эксперт: ситуация на рынке дает возможность повысить цены на ремонт, которые в 2020 году критически снизились и до сих пор не восстановились.