Альфа-банк заплатил не прокурорам, а детям

По делу Михаила Абызова подписана первая мировая

Неожиданная развязка произошла в истории со взысканием $126 млн с экс-министра по делам «Открытого правительства» Михаила Абызова и Альфа-банка. После того как Гагаринский райсуд Москвы удовлетворил требование Генпрокуратуры, кредитное учреждение намеревалось обжаловать это решение. Однако вместо этого фактически согласилось вернуть деньги, но весьма необычным способом. Банк и надзор заключили мировое соглашение, суть которого заключается в передаче «денежной суммы» на благотворительную деятельность в сфере образования и просвещения. О какой именно сумме идет речь, в надзорном ведомстве и кредитном учреждении уточнять не стали.

Экс-министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов (справа)

Фото: Пресс-служба Мосгорсуда

8 сентября 2021 года, сразу же после того, как Гагаринский райсуд взыскал с экс-министра по делам «Открытого правительства» Михаила Абызова $22 млн, а с Альфа-банка — $30,8 млн и 5,6 млрд руб., обе стороны выразили намерение обжаловать это решение.

Однако вместо этого кредитное учреждение договорилось с надзорным ведомством о мировом соглашении. По его условиям Альфа-банк передал денежную сумму на благотворительную деятельность в сфере образования и просвещения. «Это касается помощи детям. Стороны достигли компромисса и отказались от дальнейшего оспаривания действий друг друга по данному делу»,— говорится в заявлении Альфа-банка.

При этом председатель совета директоров кредитного учреждения Петр Авен поблагодарил прокуратуру «за конструктивный подход в ходе переговоров с банком».

О какой именно сумме, пожертвованной на благотворительность, идет речь, в Генпрокуратуре и Альфа-банке предпочли не распространяться. Можно лишь предположить, что надзорный орган вряд ли бы согласился на меньшее, чем взыскано с Альфа-банка.

Напомним, что суд убедили доводы Генпрокуратуры о том, что господин Абызов, уже будучи советником президента России, а затем и членом правительства (до 2018 года), тайно владел и управлял ОАО «Сибирская энергетическая компания». Часть средств, имевших коррупционное происхождение, он разместил в Альфа-банке, который обратил их в свою собственность.

В частности, как следовало из иска надзорного ведомства, Михаил Абызов инвестировал $115 млн под проценты в проект блокчейн-платформы TON мессенджера Telegram братьев Павла и Николая Дуровых. Но Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) в 2019 году через суд запретила выпуск криптовалюты и передачу ее инвесторам.

После того как проект сорвался, средства господина Абызова с десятипроцентным доходом, а всего $126,5 млн, подлежали возврату в Россию. Однако, как установил суд, господин Абызов «для сокрытия данного имущества от взыскания» по договоренности с Telegram и АО «Альфа-банк» «произвел замену подконтрольных организаций и в целях погашения своих и связанных с ним компаний обязательств» перечислил средства «на открытые в этом банке счета транзитных иностранных компаний». По всей видимости, речь шла о погашении долгов принадлежавшей Михаилу Абызову компании Е4 перед банком, оцениваемых, по разным данным, в 10 млрд руб.

Адвокат господина Абызова Юлий Тай соглашение между Генпрокуратурой и банком прокомментировал коротко: «Рад за Альфа-банк». По словам защитника, оно стало для него полной неожиданностью, а «Михаил Абызов о нем, наверное, до сих пор не знает». Господин Тай заявил “Ъ”, что он со своим клиентом решение Гагаринского райсуда обязательно обжалует, но пока они даже не получили его на руки.

Олег Рубникович

Фотогалерея

Кто есть кто в деле Михаила Абызова

Смотреть

Вся лента