«Яндекс» позвал конкурентов в кино
Компания предлагает новые правила поисковой выдачи
«Яндекс» на фоне разбирательства в ФАС предложил онлайн-кинотеатрам новый формат обогащенных ответов на поисковые запросы пользователей. Его начал тестировать видеосервис Okko, но пока оценивает сдержанно. Стороны находятся в диалоге, но о разрешении конфликта с поисковиком говорить рано, подчеркивают участники рынка.
«Яндекс» предложил онлайн-кинотеатрам новый формат партнерства: по запросам кино и сериалов пользователь получает возможность прямо в выдаче выбрать онлайн-кинотеатр и начать просмотр, рассказали “Ъ” в компании. Возможности интеграции на бесплатной основе открыты всем видеосервисам с лицензионным контентом, для этого им нужно подготовить фид (набор данных).
22 млрд рублей
составила выручка легальных онлайн-видеосервисов в России в первом полугодии 2021 года, по данным Telecom Daily
Приоритет в выдаче получит та платформа, просмотр у которой дешевле при сравнимом разрешении видео; стоимость указана прямо в виджете, уточнили в «Яндексе». Формат начал тестировать принадлежащий Сбербанку Okko. На практике при запросе фильма в поиске выпадает виджет, где предлагается посмотреть или приобрести его на принадлежащем «Яндексу» «Кинопоиске» или Okko, убедился “Ъ”. В Okko подтвердили, что «продолжают тестировать» механизм, но пока «рано говорить о результатах». Okko попал в один формат, «но в многие другие — нет» и ждет этого, «чтобы объективно оценить эффект».
«Яндекс» развивает формат после того, как ФАС завела против него дело: конкуренты, объединившиеся в IT-коалицию (Avito, ivi, «Циан», Profi.ru, 2ГИС и др.), пожаловались, что сервисы компании получают преимущество в ее выдаче в так называемых колдунщиках (обогащенных ответах).
ФАС в феврале велела «Яндексу» до 1 апреля обеспечить равные условия демонстрации для конкурентов, этого не случилось, и в апреле служба возбудила дело. «Яндекс» в ответ подал к ФАС иск, оспаривая возбуждение дела и отказ продлить срок устранения нарушения. Рассмотрение иска назначено на 24 ноября, заседание ФАС по вопросу перенесено с 23 сентября на 18 октября. «Яндекс» оценивал возможный штраф на уровне 4,4 млрд руб.
Заседание отложено «в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела, а также получения информации о необходимых документах», пояснили в ФАС, общий срок рассмотрения дела составляет три месяца и может быть продлен еще на шесть месяцев.
Тем временем «Яндекс» в сентябре объявил о тестировании обогащенных ответов сразу с несколькими сервисами.
Сначала компания расширила выдачу для книжных сервисов, входящих в группу «ЛитРес» (она, как и Okko, в ФАС не жаловалась), затем сообщила о партнерстве с Profi.ru и YouDo.
Но, например, в Profi.ru заверили, что конфликт не исчерпан: «Утверждение о наличии договоренности о расширенном представлении в поисковой выдаче после обращения группы заявителей в ФАС может вызвать ложное предположение, что якобы присутствующие в обогащенных ответах компании отказались от заявленных в ФАС требований. Но до тех пор, пока "Яндекс" не предоставит для отрасли универсального и справедливого решения, IT-компании из числа заявителей (включая Profi.ru) будут настаивать на прекращении поисковой дискриминации».
В ivi тоже получили предложение «Яндекса» о тестировании обогащенных ответов: «Тестирование мы пока не начали, так как не видим, что новые условия в полной мере способствуют восстановлению конкуренции на рынке. Решения, которые предложил "Яндекс", навязывают клиентам пользовательский опыт поисковика и не гарантируют справедливых изменений». Стороны в диалоге, добавили в ivi.
Megogo также обсуждает с «Яндексом» сотрудничество, говорит гендиректор сервиса в России Виктор Чеканов: «Мы ожидаем, что в рамках данного продукта все видеосервисы окажутся в равных условиях». Собеседник в другом крупном видеосервисе считает, что анонсы тестирований призваны доказать ФАС, что «Яндекс» устраняет нарушения, но «нет гарантий, что преимущества сохранятся после завершения расследования».