Селфхарам

Татарстан требует запретить вред другим и себе

Власти Татарстана предложили новые запретительные меры касательно распространения информации в интернете. Поводом стали недавние трагедии в пермском университете и казанской гимназии. Республиканский парламент внес в Госдуму законопроект об уголовной ответственности за «побуждение к совершению насилия» по отношению к другим гражданам или даже к самому себе — так называемый селфхарм. В Следственном комитете России (СКР) поддержали законопроект, уточнив, что он призван запретить «пропаганду в интернете нападений на учебные заведения». Вместе с тем идея Госсовета республики получила отрицательный отзыв правительства РФ.

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Госдума зарегистрировала законопроект Госсовета Татарстана, который предлагает дополнить Уголовный кодекс новой статьей 207.3 — «Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению насилия в отношении граждан и (или) нанесение вреда собственному здоровью». За совершение такого преступления «с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» предлагается наказывать крупными штрафами — от 300 тыс. руб. до 700 тыс. руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за полтора года. Могут быть назначены обязательные или исправительные работы, а также ограничение свободы до трех лет. Если преступление совершено группой лиц либо причинило вред здоровью людей, то наказание может составить до шести лет лишения свободы.

Информацией, «оказывающей деструктивное воздействие», авторы считают «любые фото-, видео-, аудио- и текстовые материалы, основным содержанием которых является умышленное применение насилия в отношении граждан».

Сюда же предлагается отнести призывы «к нанесению вреда собственному здоровью либо о признании таковых действий правильными, нуждающимися в поддержке и подражании».

Законопроект был подготовлен Госсоветом после трагедии в гимназии №175: ее 19-летний выпускник Ильназ Галявиев 11 мая взорвал самодельную бомбу и застрелил девять человек, в том числе семь детей. Спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин утверждает, что лично получал письма от поклонников стрелка. «"Какой красивый татарин лежит, молодец!", "Вот смелый татарин, сколько людей расстрелял" и так далее… Что это такое? Анонимная героизация! К чему это приведет?» — возмущался он.

В пояснительной записке к законопроекту утверждается, что сейчас «не предусмотрена какая-либо ответственность» за размещение в интернете материалов, «пропагандирующих вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения при отсутствии призыва к совершению терактов». В тексте упоминаются некие движения Schoolshoting (англ. «cтрельба в школе») и «Колумбайн» (в 1999 году в американской школе «Колумбайн» произошло массовое убийство, после этого название школы стало нарицательным для других подобных случаев). О существовании таких движений “Ъ” неизвестно — видимо, авторы законопроекта имели в виду сайты или группы в соцсетях, где обсуждаются подобные случаи.

Также в Татарстане обеспокоены наличием призывов «к нанесению себе телесных повреждений без суицидальных намерений (SelfHarm)».

В Госсовете указывают, что правоохранительные органы постоянно выявляют такой контент в сети, однако их полномочия «ограничены проведением профилактической беседы и получением объяснения». Это не совсем так. Например, 1 августа Роскомнадзор потребовал от издания «Такие дела» удалить статью 2018 года с монологами людей, страдающих от селфхарма: они рассказывали, как пытаются вылечиться от этого расстройства. Автор статьи Алена Агаджикова заявила, что за три года на этот материал «неоднократно ссылались психологи и психотерапевты», которые пытались помочь своим пациентам.

Несмотря на то что депутаты Госсовета одобрили инициативу еще до парламентских каникул, сам законопроект поступил в Госдуму только в эту среду. В пакете документов есть и отзыв правительства РФ — отрицательный.

Эксперты правительства считают, что «подобные деяния», о которых говорится в законопроекте, «могут быть квалифицированы как подстрекательство к преступлениям насильственного характера» по действующим статьям УК.

В том числе их можно расценивать как «вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления» (ст. 150 УК), «массовые беспорядки» (ст. 212 УК), «публичные призывы к экстремизму» (ст. 280 УК), «возбуждение ненависти либо вражды» (ст. 282 УК). Кроме того, законопроект «не отвечает требованиям определенности, ясности и недвусмысленности», соблюдения которых требует Конституционный суд РФ, говорится в отзыве правительства.

«Отрицательный отзыв правительства не препятствует рассмотрению законопроекта. Все регламентные нормы соблюдены. Будем ждать его рассмотрения Госдумой»,— заявил “Ъ” глава комитета Госсовета по законности и правопорядку Шакир Ягудин («Единая Россия»). Он добавил, что законопроект по-прежнему «актуальный». Напомним, 20 сентября студент открыл стрельбу в Пермском государственном национальном исследовательском университете, убив шесть человек. Устроивший нападение первокурсник Тимур Бекмансуров, получивший ранения при задержании, находится в больнице.

Проект Татарстана поддержали правоохранительные органы. «Очевидно, что необходимость реализации подобной инициативы существует давно и трагические события в Перми еще раз нам об этом напомнили»,— заявила ТАСС представитель СКР Светлана Петренко. При этом она назвала инициативу «законопроектом о введении уголовной ответственности за пропаганду в интернете нападений на учебные заведения».

По словам госпожи Петренко, необходимо «на законодательном уровне закрепить преступность действий, напрямую оказывающих влияние на подростков».

Добавим, что в самом тексте законопроекта про призывы к нападению конкретно на учебные заведения ничего не говорится.

Законопроект Татарстана направлен в работу комитета Госдумы по госстроительству и законодательству. «У нас уже есть статьи об экстремизме, подстрекательстве к экстремизму. Я думаю, это лишнее — кодекс забивать»,— сказал первый зампред комитета Юрий Синельщиков (КПРФ). Он не согласен с мнением госпожи Петренко о необходимости отдельной статьи о пропаганде нападения на учебные заведения. «А за призывы к нападению на Госдуму не нужно? А за призывы к нападению на поликлинику? Я думаю, что все это в законе есть. За все это предусмотрена ответственность»,— сказал депутат. Господин Синельщиков добавил, что у пермского стрелка была «ненависть к обществу». «У нас так разодрали россиян, а общество надо делать единым. И заниматься серьезно воспитанием»,— заключил депутат Госдумы.

Напомним, после казанской трагедии Госсовет Татарстана предложил поднять минимальный возраст владения оружием с 18 лет до 21 года, а также усложнить процедуру покупки полуавтоматических ружей. Также были предложены поправки в КоАП, ужесточающие наказание за нарушение правил обращения с оружием. Кроме того, Госсовет предложил обязать соцсети блокировать информацию об изготовлении бомб и огнестрельного оружия, а также «оправдание противоправных действий». Ни одну из этих инициатив Госдума пока не рассматривала, а поправки в закон «Об оружии» правительство не поддержало. В то же время в июне Дума ужесточила прохождение медосвидетельствования для кандидатов на владение оружием. Фарид Мухаметшин отмечал, что тем самым в Госдуме учли и часть предложений Татарстана.

Кирилл Антонов, Казань

Вся лента