«Лишь общество, где нет политики, в философах больше не нуждается»

Ричард Рорти о том, чем занимается философия

К 90-летию со дня рождения американского философа и одного из главных представителей неопрагматизма Ричарда Рорти перечитали его работы и собрали цитаты о том, что такое философия и зачем она на самом деле нужна.

Фото: Basso Cannarsa / Opale / DIOMEDIA


1
Философия началась как попытка бегства в мир, в котором ничего никогда не менялось бы. Первые философы предполагали, что различием между прошлым и будущим можно пренебречь. Лишь после того, как они восприняли фактор времени всерьез, их заботы о будущем этого мира постепенно вытеснили желание познать мир иной.


2
Философия не является — и никогда не станет — наукой, понимаемой как последовательное приумножение нерушимых истин.


3
Подобно инженеру и юристу, философ полезен в решении определенных проблем, возникающих в определенных ситуациях — когда язык прошлого пришел в конфликт с потребностями будущего.


4
Не следует, я полагаю, ожидать от философа, что он предложит некий готовый продукт. Философы занимаются тем, что производят поверхности, смазывают, если так можно выразиться, колеса.


5
Мы, философы, годимся для наведения мостов между народами, для космополитических инициатив, но не для разглагольствований в духе шовинизма. Когда же мы все-таки это проделываем, то получается нечто плохое, подобно тому, что Гегель и Хайдеггер говорили немцам о них самих: об исключительном отношении между определенной страной и сверхъестественной силой.


6
Мы должны освободиться от представления, что философия может объяснить то, что наука оставляет необъясненным.


7
Философия может рассматриваться в качестве оснований остальной культуры по той причине, что культура — это совокупность притязаний на знание, и философия выносит приговор по их поводу.


8
Философия становится интерпретативной посредницей между различными областями культуры; пытается предотвратить трения между учеными, священниками и политиками.


9
В наши дни политика идет впереди, а философия следует за ней по пятам.


10
Если вы предпочитаете социальную демократию либерализму, светское образование христианскому, Достоевского Толстому, вы не нуждаетесь ни в чем другом, кроме литературы и политики. Философия здесь не нужна.


11
Да, если хотите, можете считать философию одной из многих литературных традиций. Существуют поэты, существуют романисты, существуют философы…


12
В различении между философией и литературой по-настоящему нуждаются только библиотекари да чиновники от образования.


13
Лишь общество, где нет политики,— то есть общество, в котором правят тираны, не допускающие социальных и культурных изменений,— в философах больше не нуждается.


14
Там, где нет политики, философы могут быть лишь жрецами, обслуживающими государственную религию. В свободных обществах всегда будет потребность в их деятельности, ибо эти общества никогда не перестанут изменяться, а значит, всегда нужно будет заменять устаревшую лексику новой.


15
Если у нас, философов, все еще имеется своя специфическая задача, то это именно задача убеждения. Раньше, когда мы думали больше, чем сейчас, о вечности, и меньше о будущем, мы, философы, определили себя как служителей истины. Но теперь мы больше говорим о правдивости, чем об истине. Я считаю, что это — здоровые перемены.


16
Я не хочу утверждать, что философия социально бесполезна. Если бы не было Платона, христианам было бы куда сложнее внушить идею того, что все, чего на самом деле хочет от нас Бог, это братская любовь.


17
Лучшее, что я могу из себя выдавить, так это то, что мы, профессора философии,— люди, знакомые с интеллектуальными традициями так же, как, например, химики знакомы с процессом смешивания различных субстанций.


18
Мы можем, основываясь на наших знаниях о результатах подобных экспериментов прошлого, предложить свой прогноз относительно того, что произойдет, если попытаться объединить или, наоборот, разъединить какие-либо идеи. Таким образом, мы можем помочь человеку провести время в раздумьях.


19
Но мы не те люди, к которым можно прийти за подтверждением того, что вещи, которые ты любишь всем сердцем, являются центром вселенной или что твое чувство нравственной ответственности «рационально и объективно», а не «всего лишь» результат твоего воспитания.


20
Есть все же такие, которых Ч. С. Пирс назвал «философскими торгашами на каждом углу», они дадут вам нужные ответы. Но у них есть своя цена. Чтобы оплатить их услуги, надо повернуться спиной ко всей интеллектуальной истории.


21
Если вы в течение длительного времени читаете книги определенного типа, Платона, Аристотеля, Канта, вас, скорее всего, можно назвать философом. Ибо кому еще это нужно читать?


Составила: Анастасия Ларина

Вся лента