«Private sale у нас в стране проводится впервые»
Дмитрий Буткевич — о выставке-продаже Sotheby’s
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о том, почему формат частных продаж становится все более востребованным.
В пространстве фонда InArtibus открылась первая в Москве выставка-продажа аукционного дома Sotheby’s. Она продолжится до 1 октября и объединила 16 произведений русского искусства, старых мастеров, импрессионистов и современного искусства. Все работы принадлежат частным коллекционерам из Москвы и Санкт-Петербурга и выставляются в рамках формата Private Sales — «Частные продажи».
Директор Sotheby’s в России Ирина Степанова говорила о том, что формат частных продаж становится все более востребованным в мире и в России. В прошлом году аукционный дом продал в этом сегменте на $1,6 млрд.
А мы с Ирой вспоминали, что вообще в мировом аукционном бизнесе сегмент частных продаж возник всего лет 10 назад, а в России его начали применять семь лет назад. Но вот выставка-private sale у нас в стране проводится впервые, в то время как на Западе, по словам Ирины, это уже сложившаяся практика.
В чем смысл? В чем отличия частной сделки от аукционной? Дом выступает в качестве антикварного дилера или галереи. К нему обращается продавец с просьбой «пристроить» свою вещь, как к любому дилеру. Только в случае с аукционным домом он уверен в технической и юридической составляющих: произведение будет правильно храниться и охраняться, эксперты дома проведут исследование провенанса (происхождения вещи) и юридической чистоты.
Покупатель также получает все эти преференции. Кроме того, оба не «засвечивают» вещь на рынке — непонятно, за сколько она предлагалась, и за сколько в результате куплена, а это часто важно. И очень важный момент — об этом мы говорили со Степановой — одно из главных отличий частной сделки от аукционной заключается в том, что аукционы жестко ограничены правилами, указанными в каталоге: процентами, прочими выплатами и так далее.
У частных продаж таких границ нет. Аукционный дом, который выступает как дилер, легко может договариваться с покупателем и продавцом о понижении или повышении цены и даже снижать свой собственный процент. Законодательством и внутренними правилами это не возбраняется.