Цена без молотка
Sotheby’s впервые проводит в Москве выставку-продажу
В фонде InArtibus проходит первая российская выставка-продажа, устроенная аукционным домом Sotheby’s. До 1 октября все желающие могут увидеть отборные произведения художников XVII-XXI веков из частных коллекций. Чем непривычный формат может быть интересен коллекционерам, выяснял Сергей Ходнев.
Это не предаукционная выставка — из тех, что в Москве до пандемии проводились регулярно и, говорят, должны вскоре вернуться в практику. Все шестнадцать выставленных работ не будут идти с молотка: их предлагается купить напрямую по фиксированной цене, не вступая в обычное для аукциона азартное соревнование с другими потенциальными покупателями, в частном порядке. По текущим обстоятельствам арт-рынка это все что угодно, только не невидаль: в ковидном 2020 году общий объем выручки аукционных домов от частных продаж (у Sotheby’s — рекордные $1,6 млрд) вплотную приблизился к финансовым итогам всем привычных торгов. Ради этих частных сделок, в частности, и проводятся выставки-продажи — свежий формат, уже опробованный в Нью-Йорке, Брюсселе, Париже, Лондоне, Монако и теперь тестируемый в Москве.
Очевидно, дополнительную притягательность этому формату должно придавать то, что в данном случае он заточен под местные условия.
Все работы выставлены на продажу российскими коллекционерами — это значит, что у гипотетического покупателя не возникнет головной боли из-за необходимости оформлять ввоз произведений, купленных на заграничных торгах или в результате частной, но дистанционной сделки.
Те произведения, которые их владельцы купили за рубежом, ввезены по всем правилам, предусмотренным действующим российским законодательством (из чего следует, в частности, что конкретно эти работы их приобретатели в теории смогут впоследствии и вывезти беспрепятственно, буде у них возникнет такое желание).
В будущем Sotheby’s рассчитывает выставлять в таком режиме не только живопись и графику, но также драгоценности и другие произведения декоративно-прикладного искусства. Но уже первая выставка даже в отсутствие этих дополнений явно рассчитана на то, чтобы потрафить самым разным собирательским вкусам.
Есть неизбывные любимцы — Айвазовский («Ночной вид Константинополя», 1886) и Серебрякова (пастель «Лежащая обнаженная», конец 1920-х — начало 1930-х).
Есть авангард («Натюрморт с красной вазой» Давида Штеренберга, ок. 1920; как специально уточняет аукционный дом, «с безупречной историей бытования») и «второй авангард» («Апельсины в черных бумажках» Владимира Вейсберга, 1961). Есть деревенский пейзаж Ренуара (1907) и камерное «Благовещение» Нестерова (1892; вроде бы один из эскизов росписей Владимирского собора в Киеве). Есть «Бегущий конь» де Кирико (ок. 1960) и композиция классика американского фотореализма Чака Клоуза (2007). Ну а ценителям старых мастеров предлагается гладко-умилительная «Мадонна с Младенцем и херувимами» Сассоферрато (ок. 1640–1660) и типический голландский натюрморт с кубком-наутилусом, лимоном, гранатом и виноградной лозой, а заодно и с обертонами vanitas, естественно (Ян Давидс де Хем, 1632). Не раскрывая цену отдельных произведений, все шестнадцать работ аукционный дом в совокупности оценивает в €4 млн.