Курильщики сдают лекарства
В аптеках снизились продажи средств для отказа от сигарет
Россияне стали реже прибегать к лекарственным средствам для отказа от курения. С января по август продажи таких препаратов снизились на 8%, до 2,8 млн упаковок год к году. Наибольшее падение спроса, на 77%, пришлось на никотиновые пластыри. Участники рынка связывают тенденцию с ростом популярности систем нагревания табака, на которые переходят желающие бросить курить.
По итогам января—августа продажи препаратов для лечения никотиновой зависимости в российских аптеках снизились на 8%, до 2,8 млн упаковок, сообщили “Ъ” в DSM Group. В частности, на 77% сократились продажи пластырей «Протаб», спрос на таблетки «Табекс» и «Чампикс» снизился на 20% и 14% соответственно. В деньгах продажи этой категории остались на уровне 2,8 млрд руб., что соответствует прошлогоднему показателю. Для сравнения: в 2020 году спрос на препараты для отказа от курения, напротив, рос на 2,3%, до 4,3 млн упаковок.
Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк связывает снижение интереса к категории с распространением различных электронных устройств для потребления никотина, которые стали альтернативой полному отказу от курения.
Категория препаратов для лечения никотиновой зависимости, особенно бренд «Никоретте» (включает пластыри, спреи, таблетки и жевательные резинки), пользовалась большим спросом до выхода на российский рынок первых систем нагревания табака, говорит заместитель гендиректора сети «Советские аптеки» Михаил Терехин. Но с появлением электронных альтернатив продажи линейки сильно упали, подтверждает он.
Представитель онлайн-площадки «Мегаптека.ру» (объединяет 20 тыс. аптек в 80 регионах РФ) говорит, что спрос на препараты для отказа от курения начал снижаться с июля. Но там не отмечали существенных изменений продаж год к году. Представители владельца бренда «Никоретте» Johnson & Johnson и производителя «Чампикс» Pfizer на вопросы “Ъ” оперативно не ответили.
Два источника “Ъ” на рынке табачных изделий отмечают, что продажи электронных сигарет и систем нагревания табака растут в последние два года.
Особенно это касается одноразовых испарителей, оборот которых слабо регулируется государством, отмечает один из собеседников “Ъ”. По его словам, спрос на системы нагревания табака, поставляемые крупными компаниями, на этом фоне сократился. По оценке ассоциации «Антиконтрафакт», в 2020 году в России было 50–100 млн одноразовых электронных испарителей. Ранее «Антиконтрафакт» просил главу Роспотребнадзора Анну Попову усилить надзор за оборотом этих изделий, а регуляторы уже обсуждают введение маркировки и сертификации в том числе одноразовых электронных сигарет (см. “Ъ” от 12 июля).
Директор по корпоративным и юридическим вопросам Imperial Tobacco в России и Центральной Азии Илона Миртова согласна, что никотиновые пластыри и иные продукты для отказа от курения были ранее единственной альтернативой традиционным сигаретам. А теперь в ряде стран те же электронные испарители продвигаются как один из способов сокращения потребления или отказа от традиционных табачных изделий, указывает она. Директор по правовым вопросам BAT субрегиона Россия, Центральная Азия и Белоруссия Олег Барвин говорит, что интерес потребителей к альтернативным продуктам растет по сравнению с традиционными сигаретами.
Директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов отмечает, что лекарства для отказа от курения не считаются препаратами первой необходимости для покупателей в аптеках.
«Сейчас большим спросом пользуются лекарства от более серьезных заболеваний, а также сезонные препараты от гриппа и ОРВИ. Кроме того, у средств заместительной терапии никотиновой зависимости невысокая эффективность»,— считает эксперт. По его словам, хотя электронные устройства позиционируются как более безопасная альтернатива сигаретам, но средством отказа от курения их назвать все же нельзя.