«Байкал может потерять чистоту и уникальность»
Проблемы самого большого пресного озера планеты и их решения
Эколог Бурятского регионального объединения по Байкалу, член российского Социально-экологического союза Кристиан Ринчинов — об основных угрозах Байкалу, их последствиях и том, как можно все исправить.
Первый источник ухудшающегося состояния озера — управленческая неразбериха и некачественное хозяйствование. Байкал разделен между Бурятией и Иркутской областью, но между регионами практически отсутствует координация в принятии решений по его сохранению и управлению природными ресурсами региона. Поэтому решение вопросов регулирования уровня озера или развития туризма происходит по принципу перетягивания одеяла между регионами, ведомствами и бизнесом. Исправить ситуацию может создание межрегиональной и межведомственной площадки и соответствующей юридической базы, которые позволят решать проблемы Байкальского региона совместно, исходя из приоритета сохранения природы и благополучия местных жителей.
Другая проблема — целенаправленное ослабление законодательства об охране Байкала. Под предлогом изменений, направленных на реализацию прав местных жителей и создание инфраструктуры, лоббисты в личных интересах продвигают ослабление норм, ограничивающих природопользование и создание промышленности в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ). В реальности действующие природоохранные нормы никак не мешают созданию инфраструктуры, необходимой для улучшения жизни местных жителей и развития туризма, а для решения земельных вопросов достаточно всего нескольких аккуратных мер, но ни в коем случае не вседозволенности.
Экстенсивное освоение природных ресурсов, ТОРы и ОЭЗ — следующая проблема. Байкальский регион богат природными ресурсами, но использование многих из них происходит нерационально и неэффективно. Стратегия создания ТОР и ОЭЗ по многим причинам неэффективна, убыточна и корупциогенна. Она приводит лишь к обогащению участников таких проектов в ущерб природе, долгосрочным интересам местных жителей и страны в целом. Вместо этого инвесторам и региональным правительствам следует сосредоточиться на альтернативных путях развития региона — уникального рекреационного потенциала территории, который при создании необходимой инфраструктуры и качественном управлении сможет стать одной из основных составляющих местной зеленой экономики, на развитии сельского хозяйства и экологичного бизнеса.
Главный ущерб лесам Байкальского региона, как и России, наносят легальные вырубки, проводимые в недопустимых масштабах и с многочисленными нарушениями. «Черные лесорубы», конечно, существуют, но ущерб, причиняемый ими, не идет ни в какое сравнение с последствиями легальных заготовок. Значительный ущерб лесам наносится под видом санитарных рубок там, где коммерческие рубки запрещены природоохранными нормами. Эта практика широко используется и в Байкальском регионе. Решение — возрождение системы лесного хозяйства и переход к ответственному лесопользованию, основанному на цикличности рубок и восстановлении леса с соответствующим уходом. Рубки должны проводиться только на ранее освоенных территориях, без затрагивания лесов ЦЭЗ БПТ, лесов вдоль рек, старовозрастных малонарушенных лесов и территорий с высоким уровнем биоразнообразия.
Нелегальная застройка водоохранной зоны и территории ООПТ более всего заметна c иркутской стороны: в Прибайкальском национальном парке, на острове Ольхон, в районе села Листвянка и городе Байкальск. Со стороны Бурятии, к счастью, пока это редкие случаи. Зачастую необходимость легализации прямой купли-продажи земли по берегам Байкала, запрещенной сейчас, преподносится как необходимость, направленная на защиту земельных прав местных жителей. В реальности это лоббируется лишь той частью турбизнеса, которая желает быстрого обогащения любой ценой. У этой проблемы есть единственное решение: исключить коррупцию при принятии решений (в том числе при изменении природоохранных норм, касающихся озера) и следить за соблюдением законодательства.
Угрозу экологии Байкала несут также растущая рекреационная нагрузка и бытовые отходы. В 2019 году, только по данным минтуризма Иркутской области и Бурятии, Байкал посетило более 2 млн человек. Почти весь турпоток обрушивается на остров Ольхон, район пролива Малое Море и район села Листвянка с западной стороны Байкала, территорию Кабанского района Бурятии, а также несколько прибрежных сел Прибайкальского и Баргузинского районов Бурятии с восточной стороны. Неравномерное распределение турпотока объясняется отсутствием инфраструктуры в регионе и ее нехваткой даже в упомянутых местах. Отсутствие базовой инфраструктуры для сбора отходов, туалетов, магазинов и заправок приводит к концентрации турпотока только в нескольких местах, где наличие природной достопримечательности совпало с присутствием минимума инфраструктуры. Такая нагрузка в одних и тех же местах приводит к их уничтожению, что кроме ущерба самому Байкалу и окружающей природе ставит под угрозу сохранение туристического потенциала этих мест.
Чтобы решить перечисленные проблемы, нужно, во-первых, создать в упомянутых местах базовую инфраструктуру и организовать в регионе систему раздельного сбора и обращения с отходами. Во-вторых, необходимо направлять турпоток, создав экотропы и оборудованные стоянки для палаток, а также ограничив въезд автомобилей на берег и создав парковки вдоль прибрежных трасс. В-третьих, нужно рассредоточить турпоток, развивая активный, сельский, познавательный, гастрономический и другие виды туризма в районах Бурятии и Иркутской области, удаленных от Байкала. Природа этих мест, культура, традиции, кухня и образ жизни местных жителей достаточно уникальны, чтобы ради них туристы приезжали туда в течение всего года. Это поможет снизить рекреационную нагрузку на Байкал и создаст стабильный и достойный источник дохода для большинства местных жителей.
Основную часть загрязнения Байкала и его притоков приносят стоки прибрежных населенных пунктов и турбаз. Из-за отсутствия канализации и очистных сооружений все, что попадает в средневековые деревенские туалеты, через грунтовые воды оказывается в Байкале. Для решения проблемы бытовых стоков во всех прибрежных населенных пунктах необходимо строительство канализации и подключение к ней всех домохозяйств и турбаз, а также создание современных очистных сооружений. Требуется и модернизация очистных сооружений Улан-Удэ, стоящего на реке Селенге — главном притоке Байкала. Существенной остается проблема накопленного ущерба от Байкальского ЦБК (подробнее смотри доклад «Объект накопленного экологического вреда (Байкальский ЦБК)») и промышленных стоков, в том числе Селенгинского ЦКК.
Байкал переживает трудные времена. Но если граждане, чиновники и предприниматели задумаются о сложившейся ситуации и будут принимать решения, основываясь не на личной краткосрочной выгоде, а исходя из приоритетов сохранения озера и общего блага, то получится не только сохранить великое озеро, но и сделать процветающим весь Байкальский регион.