Как связаны выборы и инвестиции
Компании-экспортеры могут даже отложить внедрение технологических новшеств
«Ъ-Наука» продолжает публиковать исследования студентов Российской экономической школы, получивших на защите высшую оценку — десять баллов из десяти возможных. Илья Швечков в работе, написанной под научным руководством профессора РЭШ Ольги Кузьминой, рассматривает влияние политической неопределенности в стране, куда компания экспортирует свои товары или услуги, на инвестиционные решения этой компании на внутреннем рынке. Исследование показывает, что степень влияния такой неопределенности имеет разный эффект на компании разного размера.
В современном глобализованном мире экономика — это не просто концентрированное выражение политики. Экономика и политика могут иметь глубокие взаимные причинно-следственные связи, которые прослеживаются в разных сферах и давно привлекают внимание исследователей и общества в целом.
Влияние политики на экономику может происходить как через конкретные действия государственных органов (различные проекты и стратегии, налоговую политику, торговые соглашения и т. д.), так и вследствие неопределенности вокруг того, какая политика будет реализовываться в стране в будущем.
Например, действия правительств, особенно в каких-то чрезвычайных обстоятельствах, могут быть крайне непредсказуемыми: если с начала пандемии объявление локдаунов и закрытие границ было более или менее ожидаемым, то меры поддержки экономики вводились неожиданно зачастую для тех компаний или граждан, кому эта поддержка предназначалась.
Одним из самых ярких источников неопределенности являются выборы, непредсказуемость результатов которых влияет на деловую активность не только внутри страны, но гипотетически может иметь и трансграничное влияние на экономических агентов за рубежом — например, на экспортоориентированные компании, которые могут откладывать решение об инвестициях в развитие бизнеса до прояснения ситуации в стране—торговом партнере.
Рассматривая влияние политической неопределенности на экспортном рынке на инвестиционные решения компании на внутреннем рынке, можно представить следующий сценарий.
Предположим, что фирма X экспортирует товары в страну Y, в которой есть два кандидата с равными шансами на победу в выборах. Но фирма X располагает новой технологией, которая может быть прибыльной, только если в стране Y не будут ужесточены внешнеторговые регламенты — например, не повысятся импортные пошлины. Один из кандидатов во время предвыборной гонки анонсирует высокие импортные пошлины для поддержки отечественного производства. В этом случае политическая неопределенность может сделать для фирмы X привлекательным вариант отложить инвестиции в новую технологию до прояснения ситуации.
Анализ того, как связанная с предстоящими выборами неопределенность влияет на инвестиционные решения фирм в стране резидентства, важен по нескольким причинам. Во-первых, международная торговля занимает важное место в мировой экономике: по данным Всемирного банка, ее доля в глобальном ВВП в 2010 году составляла около 29%, а в России в тот же год экспорт достигал тех же примерно 29% ВВП. Внимательное отношение к фирмам-экспортерам со стороны государства может помочь стабилизировать их инвестиционные планы и, как следствие, ускорить рост международной торговли, мирового и национального ВВП.
Во-вторых, традиционно считается, что глава государства занимается решением задачи максимизации общественного благосостояния. Но в жизни каждый кандидат на высший должностной пост может иметь свое мнение, что лучше для его избирателей и для общества в целом. Во время предвыборной кампании кандидаты всегда говорят, как они будут менять регулирование — например, развивать налоговую систему, увеличивать или снижать импортные и экспортные пошлины и т. д. Неопределенность относительно будущего победителя выборов создает неопределенность относительно будущей экономической политики государства, которая может влиять на ее внешнеэкономических партнеров. Это относится не только к президентской, но и к парламентской, и к смешанным политическим системам.
Чтобы оценить, влияет ли политическая неопределенность в стране, куда экспортируют свои товары российские фирмы, на их инвестиционные решения в России, была использована база данных по государственным и частным компаниям СПАРК от «Интерфакса», которая дает статистику стоимости основных фондов, общих активов и оборота, а также таможенная статистика и информация о выборах из базы данных Всемирного банка о политических институтах. В анализ за 2010–2017 годы попали около 10 тыс. компаний, которые продавали товары в 90 стран мира, что обеспечило достаточную по статистическим меркам выборку.
В процессе отбора было замечено, что распределение самого важного для проводимого анализа показателя — взвешенных инвестиций, то есть отношения инвестиций к совокупным активам,— одинаково для всех компаний и экспортеров, тогда как совокупные активы и общий оборот у фирм-экспортеров больше. Кроме того, было замечено, что около 60% компаний экспортируют товары только в одну страну, а затем их количество уменьшается в геометрической прогрессии с увеличением количества стран, максимальное количество которых для одной компании составляет 47.
В анализе все компании, данные по которым были получены из системы СПАРК, были разделены на четыре группы. Первая объединяла всю выборку фирм, вторая — только мелкие компании-экспортеры (по размеру активов), третья — также небольшие фирмы, но экспортирующие только в одну страну, и, наконец, все компании, за исключением экспортеров природных ресурсов, и только экспортеры природных ресурсов.
Из всех этих групп убедительные доказательства того, что политическая неопределенность за рубежом влияет на инвестиционные решения, были зафиксированы только во второй группе — у мелких компаний-экспортеров. Регрессионный анализ в естественном эксперименте показал у них явную отрицательную зависимость инвестиционной активности от непредсказуемого результата выборов (то есть чем выше неопределенность, тем ниже инвестиции), и эта зависимость тем выше, чем меньше компания. У всех остальных групп компаний зависимость была минимальной или отсутствовала.
Из классической теории мы знаем, что иногда лучше подождать, чем совершать инвестиции, в первую очередь когда они невозвратные и не могут быть быстро реализованы на рынке без потери стоимости. В реальной жизни компании, как правило, имеют ограниченный ресурс для инвестирования, могут сталкиваться с ограничениями в кредитовании и редко могут использовать сразу все выгодные возможности для инвестирования. Компании принимают решение об инвестировании, учитывая стоимость и потенциальную прибыль, а также уровень безрисковой доходности. При этом для небольших компаний оказывается важным также учет внешних факторов в стране, куда экспортируются товары: какие пошлины эта страна накладывает на соответствующий импорт, не заключила ли она политическое соглашение на эксклюзивную поставку аналогичных товаров с третьей страной и не приняла ли законы об изменении условий торговли, которые на первый взгляд не относятся к продукту напрямую, однако могут оказать косвенное влияние. Все это также может влиять на инвестиционную активность.