Весогабаритный контроль попадет в «паутину»

Комплексы в Челябинской области улучшат и объединят с федеральной системой мониторинга

В Челябинской области объявили аукцион на 2,52 млн руб. на модернизацию программного обеспечения комплексов весогабаритного контроля, которые планируют интегрировать с единой системой мониторинга «Паутина». Ранее местные перевозчики указывали на то, что комплексы весогабаритного контроля не учитывают минимальных погрешностей, из-за чего штрафы выписывают за малейшее отклонение от допустимых веса и габаритов. В миндортрансе региона сообщают, что сейчас комплексы проходят внеочередную проверку. Эксперты считают, что интеграция двух систем позволит улучшить точность отслеживания автомобилей и фиксации нарушений.

В начале сентября водители большегрузов массово жаловались на получение высоких штрафов в Челябинской области

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

В Челябинской области объявлен аукцион на модернизацию программного обеспечения действующей автоматической системы весогабаритного контроля с целью интеграции с единой системой контроля «Паутина», разработанной МВД России для мониторинга движения автомобилей. Существующий программный комплекс весогабаритного контроля планируется объединить с системой «Паутина» посредством веб-сервиса «Дупло-2». Условия контракта предусматривают доработку программного обеспечения «ИБС. Центр мониторинга весогабаритного контроля» (разработано ООО «ИБС Экспертиза») для взаимодействия с мониторинговой сетью «Паутина». Заказчиком закупки выступило подведомственное областному министерству дорожного хозяйства и транспорта казенное учреждение «Челябинскавтодор». Начальная цена контракта составила 2,54 млн руб. Прием заявок от участников ведется до 5 октября, подведение итогов назначено на 6 октября. Работы планируется завершить до 15 декабря этого года.

Ранее комплексы весогабаритного контроля в регионе подвергались критике дальнобойщиков. В начале сентября грузоперевозчики Челябинской области направляли массовые обращения в государственные инстанции и СМИ о получении высоких штрафов за нарушение норм весогабаритного контроля из-за некорректной работы комплексов фиксации нарушений. Система весогабаритного мониторинга и контроля в части фиксации административных правонарушений по ст. 12.21.1 КоАП РФ («Нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта») была запущена в работу 16 июля этого года на пяти участках трасс Челябинской области. До этого, с 15 апреля по 15 июля, комплексы работали в тестовом режиме — без оформления штрафов. Комплексы расположены на 14-м и 22-м километрах дороги Обход города Челябинска (Западный), на 41-м километре трассы Миасс—Карабаш—Кыштым, на 28-м километре дороги Черноречье—Чесма—Варна—Карталы—Бреды, на 171-м километре трассы Чебаркуль— Уйское—Сурменевский—Магнитогорск.

Ответственность по ст. 12.21.1 КоАП РФ возникает у водителей большегрузов при превышении допустимых габаритов транспортного средства не более чем на 10 см без специального разрешения либо с превышением допустимой массы или нагрузки на ось в пределах от 2–10% без спецразрешения. Штраф за эти нарушения для водителя составляет не более 1,5 тыс. руб., для юрлиц — 100–150 тыс. руб. Однако в случае автоматической фиксации нарушения любому собственнику грузовика грозит штраф 150 тыс. руб.

В пресс-службе министерства дорожного хозяйства и транспорта сообщили, что организована внеочередная поверка оборудования системы весогабаритного контроля, которая продлится до 30 сентября. С 10 сентября и до конца месяца передача данных о нарушениях в центр мониторинга и фиксации нарушений приостановлена.

После получения штрафов при проезде «рамок» — комплексов весогабаритного контроля, грузоперевозчики обращались в ГИБДД за обжалованием нарушения. Водитель 15-тонного большегруза Volvo Владимир Кравченко рассказал «Ъ-Южный Урал» о том, что штрафы за превышение допустимых габаритов удалось обжаловать, поскольку система некорректно распознала номер его автомобиля.

«Считаю, что комплексы весогабаритного контроля работают некорректно. Первый штраф я получил за превышение ширины всего на 3 мм, а высоты — на 3 см. Второе постановление — за превышение высоты на 7,3 см. Однако я заметил, что в постановлении о нарушении указано, что код региона моего автомобиля — 777. Хотя на самом деле он 774. По этой причине оба постановления о штрафах удалось обжаловать. О какой точности фиксации можно говорить, если система даже цифры номерного знака распознает неверно»,— подчеркивает Владимир Кравченко.

Система мониторинга «Паутина» разработана МВД России для отслеживания движения автомобилей. Систему поэтапно внедряют в разных регионах страны — ее применяют не только для фиксации различных видов нарушений ПДД, но и для поиска угнанных автомобилей.

Разработчик IT-компании «Ланит» Артем Сурков считает, что интеграция комплексов весогабаритного контроля с «Паутиной» позволит улучшить точность наблюдения и фиксации параметров автомобилей.

«Это достаточно эффективное решение с точки зрения доработки и укрепления проекта “Паутина”. Сам проект представляет собой искусственную нейронную сеть, которая работает с огромным количеством данных. Все современное программное обеспечение взаимодействует с базами данных. Интеграция системы весогабаритного контроля с “Паутиной” может улучшить точность фиксации нарушений и отслеживания движения автомобилей. Скорее всего, комплексы весогабаритного контроля будут дополнять “Паутину” своими метриками, что повысит эффективность мониторинга. При запуске модернизированной системы могут возникнуть недочеты при передаче исходных данных, однако после стабилизации работы проблемы возникать не должны»,— отмечает Артем Сурков.

По мнению программиста Максима Сизюрина, в процессе интеграции системы весогабаритного контроля с «Паутиной» не должно возникнуть неполадок, поскольку механизм самой программы не будет нарушен. «Единая система контроля “Паутина” позволяет обеспечить прямой доступ к базам фиксации проездов всех автомобилей во всех регионах, которые подключены к системе “Паутина”. Все данные с подключенных камер поступают в единую базу. Обмен данными будет интегрирован через веб-сервис “Дупло-2”, что не должно создать помех в ходе мониторинга. Интеграция не сможет повлиять на процесс работы исходного ПО — “ИБС. Центр мониторинга весогабаритного контроля”, поскольку логика программы нарушена не будет»,— считает Максим Сизюрин.

Как сообщал «Ъ-Южный Урал», реализацией проекта автоматического весового и габаритного контроля занималась компания «Ростелеком» совместно с областным казенным учреждением «Челябинскавтодор» в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Михаил Бычков

Вся лента