Туристы встали на отложенный путь
Спрос на Турцию и Египет падать не собирается
Реализация отложенного спроса россиян на отдых в Египте, а также установившаяся в Москве аномально холодная для сентября погода позволили туроператорам и агентам заметно нарастить продажи организованных туров за рубеж. Участники рынка констатируют, что на даты предстоящих школьных каникул уже сложно найти доступные места в популярных средствах размещения. В то же время спрос на российские направления заметно сократился: туристов пугают непогода и сохраняющиеся ограничения.
Спрос на туры за рубеж во второй половине сентября оказался на 25–40% выше показателя за аналогичный период прошлого года. Об этом “Ъ” рассказал представитель Национальной сети турагентств Игорь Блинов, уточнив, что рост продаж зависит от направления. Директор по маркетингу Travelata.ru Олег Козырев поясняет, что традиционно в сентябре на рынке отмечается спад объемов бронирования, но в этом году его не произошло. Продажи остались на высоком уровне, превысив значение показателя сентября двухлетней давности на 50%.
Господин Козырев связывает выраженную положительную динамику с реализацией накопленного отложенного спроса на Египет. Направление, по словам эксперта, сейчас выступает вторым по популярности, формируя 17% бронирований. Лидером продаж по-прежнему остается Турция — 57%. Похожие цифры приводят аналитики Level.Travel, по оценкам которых на долю Египта проходится 10%, а средний чек при бронировании составляет 127,4 тыс. руб. Для Турции аналогичные значения оцениваются в 60% и 112,2 тыс. руб. соответственно.
Игорь Блинов склонен связывать активную динамику бронирований с установившейся в Москве в сентябре холодной погодой и неудачным бархатным сезоном для российских курортов.
«Из-за природных катаклизмов в Краснодарском крае многие собиравшиеся отдохнуть в сентябре в Сочи самостоятельные туристы переориентировались на поездки за рубеж»,— говорит он. Господин Блинов поясняет, что сменить направление таким путешественникам обычно не составляет труда: внутренний рынок характеризуется небольшой глубиной бронирования, многие туристы добираются до курортов на машинах.
Об этом же говорит представитель туроператора «Интурист» Дарья Домостроева. Она отмечает, что многие туристические поездки сейчас продиктованы стремлением «спастись от холодной погоды». В то же время, по словам эксперта, все открытые направления демонстрируют уверенный рост продаж.
«Горящих туров на рынке нет, а на даты школьных каникул в октябре—ноябре уже сложно найти доступные места в популярных отелях»,— поясняет госпожа Домостроева. Игорь Блинов добавляет, что пляжный туристический сезон в Турции традиционно длится до конца октября.
В TUI поясняют, что общий объем продаж сравнивать с 2019 годом некорректно — тогда не было никаких ограничений на перемещения. Одновременно в компании отмечают устойчивое восстановление спроса на зарубежные поездки относительно показателей 2020 года, связывая его с расширением линейки предложения туроператоров и ростом уверенности путешественников. Туристов не останавливает необходимость проходить ПЦР-тестирование, многие уже вакцинированы, отмечают в компании.
В период действия ограничений в прошлом году привыкшие отдыхать за рубежом туристы обеспечивали российским курортам примерно 30% дополнительной загрузки, отмечает гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. Сейчас, по его словам, часть этого спроса переориентировалась обратно на выездные направления.
Эксперт связывает это как с летними наводнениями в Краснодарском крае, так и с действующими в регионе ограничениями на заселение в отели непривитых гостей. «Многих туристов эти меры отпугивают»,— констатирует господин Ромашкин. Эксперт добавляет, что летний сезон на российском черноморском побережье уже закончен и дальнейшие перспективы внутреннего рынка зависят от новогодних и рождественских праздников: пока бронирований на них в Сочи нет на фоне действующих ограничений. Крым же, по словам господина Ромашкина, традиционно не рассматривается россиянами как зимнее направление.