Отмытарства банкирские
Системы ПОД/ФТ дорого обходятся участникам финансового рынка
Участники финансового рынка рассказали, с какими трудностями они сталкиваются при внедрении и использовании систем ПОД/ФТ. Это и низкий уровень автоматизации, и несовершенство законодательства, и трудность с доступом к данным, и упущенная потенциальная прибыль из-за несовершенных схем проверки клиентов. Кроме того, все это приводит к постоянно растущим дополнительным затратам и потребности в новых инвестициях в системы ПОД/ФТ для банков.
Deloitte провела опрос участников финансового рынка о проблемах в исполнении антиотмывочного законодательства (ПОД/ФТ). По словам участников исследования, основные проблемы, с которыми они сталкиваются,— это недостаточная информационная поддержка со стороны контрольных и регулирующих органов, нехватка доступа к государственным информационным ресурсам для оценки клиентов, дисбаланс между возможностями субъектов законодательства по ПОД/ФТ и требованиями и рекомендациями надзорных органов, нехватка кадровых и ИТ-ресурсов. Ранее банки уже просили МВД не закрывать для них сервис проверки подлинности паспортов (см. “Ъ” от 31 августа). К числу проблем финансисты отнесли и жесткую система наказаний за «технические» нарушения, формальный подход регулятора к надзору, часто меняющееся законодательство в сфере ПОД/ФТ. Эти проблемы называют ключевыми 50% опрошенных игроков финансового рынка, следует из отчета Deloitte.
С трудностями игроки рынка сталкиваются и в процессе мониторинга трансакций клиентов: 19% опрошенных финансовых организаций основной проблемой считают необходимость ручного анализа отчетов. Еще 11% отмечают, что основная трудность — большое количество ложных срабатываний при внесении изменений в алгоритмы для подготовки отчетов. В процессе идентификации и обновления сведений о клиенте треть финансовых институтов сталкиваются с тем, что клиенты не представляют документы и сведения или представляют их с опозданием. Этот процесс занимает много времени и ресурсов, в том числе на хранение и обработку бумажных документов, проверку их подлинности. Каждый пятый участник опроса отметил низкий уровень автоматизации процессов в ПОД/ФТ.
Законодательство по ПОД/ФТ устроено таким образом, что Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) определяет основные международные принципы, которые должны быть адаптированы регуляторами на местном уровне, поясняет глава Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов.
«Эта адаптация — процесс непростой, и часто финансовым институтам непонятно, как действовать в конкретной ситуации,— продолжает он.— В итоге в случае неопределенности банку проще отказать клиенту, чем рисковать нарушением ПОД/ФТ, за что можно не только получить штраф, но и испортить репутацию перед контрагентами». Это приводит к упущенной прибыли, заключает эксперт.
Чтобы решить проблемы хоть отчасти, финансовым организациям приходится постоянно инвестировать в системы доработку ПОД/ФТ. Основными направлениями развития игроки считают проверку клиентов и анализ их поведения, улучшение систем мониторинга трансакций на предмет их сомнительности, применение риск-ориентированного подхода, а также обучение сотрудников по ПОД/ФТ. Именно в эти направления в ближайшие два-три года будут инвестировать почти 40% рынка.
Только за первое полугодие текущего года размер штрафов за несоблюдение ПОД/ФТ в мире составил порядка $1 трлн.
А расходы на соблюдение ПОД/ФТ в мире могут сегодня оцениваться в $10 трлн в год, приводит данные господин Достов. И траты банков в этой сфере будут расти. Это одна из основных статей расходов как для российских, так и для зарубежных банков, отмечает он. Снизить затраты банков на ПОД/ФТ могло бы упрощение форматов отчетности: большинство регистрационных данных госорганы могут получать из государственных систем, банки же должны давать один-два показателя, позволяющие идентифицировать лицо по операции, допускает заместитель руководителя Национального совета финансового рынка Александр Наумов.