Цена вопроса
Директор департамента Минцифры Александр Понькин о регулировании рынка микроэлектроники
Рынок российской радиоэлектроники находится на старте развития: по нашим прогнозам, спрос внутри страны к 2025 году вырастет на 30%. И сейчас 75% рынка принадлежит иностранным производителям. Опыт других стран, в том числе Китая, Южной Кореи и Тайваня, подтверждает необходимость обеспечить устойчивый спрос на локально произведенные изделия на гражданском рынке внутри страны и создать предприятия, способные разрабатывать и производить продукты, востребованные в том числе на международных рынках.
В начале пути важно не дать вытеснить с рынка существующие и перспективные российские разработки, а также обеспечить максимальную поддержку всего спектра отечественной продукции. Это позволит увеличить объемы производства в России, создав эффект масштаба.
Затем мы должны обеспечить захват рынков конечных изделий российскими компаниями и освоить все производственные переделы, включая программное обеспечение.
Это поможет в горизонте пяти лет выйти на целевой уровень развития всей индустрии, привлечь к созданию продуктов и выводу их на рынок существенные ресурсы, а также освоить все этапы производства, включая проектирование и производство микроэлектроники.
Политические риски, которые сегодня влияют на международные рынки, мы можем использовать в своих целях: политика ограничений США уже вызывает настороженность со стороны правительств и уменьшает кредит доверия к американским компаниям и специалистам. Поэтому у России, которая к тому же смогла сохранить школу и существующие компетенции в области электроники, есть уникальный шанс упрочить свои позиции в мире.
Этот шанс — развивать открытые процессорные архитектуры, благодаря чему мы выйдем на рынки, занятные Intel, AMD, Broadcom и ARM. Для этого важно сохранить и развить существующие компетенции, привлекая молодых российских мотивированных инженеров, мечтающих о технологиях с глобальной перспективой и реальным экспортным потенциалом.
Научно-технологический прогресс не любит регулирования, и здесь главный принцип — не мешать создавать и развивать продукт. Поэтому к регулированию рынка нужно подходить с осторожностью.
Резкие запретительные меры на фоне кризиса производства микропроцессоров и отсутствия плана по развитию ПО приведут к кризису индустрии отечественных разработчиков и производителей средств вычислительной техники, падению выручки, росту доли рынка иностранных поставщиков и компрометации идеи импортозамещения.
Слишком резкие принудительные меры могут привести как к полному подрыву доверия к российским производителям, так и повредить репутации регуляторов. Поэтому мы формируем законодательство таким образом, чтобы российские компании чувствовали себя защищенными, не боялись создавать продукты и выводить их на рынок.
Переходя к самим мерам поддержки, наши основные предложения: сфокусироваться на создании рынков и спроса, вовлечении широкого круга заказчиков не только из госсектора. Необходимо перенять успешный опыт китайских производителей и модели их национальной поддержки со стороны государства. Отрасли нужна гарантия стабильности и адекватности регулирования, направленная как на решение национальных задач и укрепление технологической независимости, так и защиты частных инвестиций.
Перед лицом мирового процессора
Российскую микроэлектронную отрасль готовят к перезапуску