Электронику хотят вычеркнуть из законов
Московские депутаты подготовили поправки об отмене онлайн-голосования
Два депутата Мосгордумы разработали законопроекты об отмене дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Поводом послужило несогласие части оппозиционных кандидатов с итогами выборов в Госдуму в столичных одномандатных округах, где ДЭГ скорректировало результат не в их в пользу. Несмотря на последовавшую публичную критику ДЭГ, Центризбирком пришел к выводу, что онлайн-голосование нужно сохранить, но проводить его по единым правилам. В Москве, где ДЭГ проходило на собственной платформе, действует соответствующий экспериментальный закон, который может быть применен на муниципальных выборах-2022 и выборах мэра-2023.
Автор первого законопроекта депутат Мосгордумы (МГД) Сергей Митрохин («Яблоко») предлагает исключить из федерального закона о гарантиях избирательных прав все упоминания ДЭГ и специально оговорить, что при проведении выборов могут использоваться только бумажные бюллетени. Господин Митрохин баллотировался в Госдуму по 208-му округу Москвы и лидировал по результатам «бумажного» голосования, но после введения в ГАС «Выборы» результатов ДЭГ уступил самовыдвиженцу Олегу Леонову, поддержанному мэрией. А Михаил Тимонов («Справедливая Россия») разработал проект федерального закона о признании неудовлетворительным эксперимента по внедрению онлайн-голосования и об отказе от его дальнейшего применения на выборах, в том числе президентских.
Оба проекта предполагают изменение федерального законодательства, но для их внесения в Госдуму нужна поддержка большинства депутатов МГД. Сейчас обе инициативы находятся в правовом управлении гордумы, после чего они должны пройти согласование в мэрии и будут вынесены на рассмотрение МГД.
Поводом для подготовки законопроектов стали выборы в Госдуму по столичным одномандатным округам: в 9 из 15 по результатам традиционного голосования лидировали оппозиционеры, но после подведения итогов ДЭГ во всех округах победили кандидаты, поддержанные властью. К тому же результаты ДЭГ появились значительно позже, чем были подсчитаны бумажные бюллетени: столичные власти объяснили затруднения при подсчете рекордной электронной явкой (около 1,9 млн граждан) и большим числом избирателей, использовавших опцию отложенного голосования (то есть возможность в течение суток несколько раз изменить выбор) — такая функция была доступна только на московской платформе ДЭГ, отличной от федеральной платформы на базе портала госуслуг, использованной во время выборов 17–19 сентября в шести других регионах.
Результаты выборов в Москве вызвали жесткую критику со стороны оппозиционных кандидатов, а КПРФ даже заявила о непризнании итогов ДЭГ в Москве. Столичный общественный штаб по наблюдению за выборами поручил технической рабочей группе перепроверить результаты ДЭГ, но о результатах проверки она еще не отчиталась. О пересчете голосов, поданных онлайн, речь в любом случае не шла, в минувшую пятницу ЦИК утвердил окончательные итоги выборов. Председатель ЦИКа Элла Памфилова по итогам кампании сделала вывод, что ДЭГ должно применяться и в дальнейшем, но платформа для него должна быть единой. Ее заместитель Николай Булаев заявил о необходимости усиления законодательного регулирования онлайн-голосования. Отметим, что о многочисленных пробелах в законодательном регулировании ДЭГ эксперты говорили еще до старта избирательной кампании.
Несмотря на то что ДЭГ является лишь одной из разновидностей голосования, на выборах в Госдуму оно имело ряд существенных отличий от традиционного «бумажного» волеизъявления. К примеру, голосовать онлайн можно было 60 часов подряд (с 8:00 17 сентября до 20:00 19 сентября), хотя на обычных участках для этого было отведено только 36 часов (с 8:00 до 20:00 в каждый из трех дней). При обычном голосовании избиратель не имеет права изменить свой выбор после того, как опустил бюллетень в урну или КОИБ, а на ДЭГ в Москве такое возможно благодаря отложенному голосованию. Наконец, представители оппозиции заявили, что наблюдение за подсчетом онлайн-голосов на московской платформе было фактически невозможно из-за отсутствия доступа к специальному узлу блокчейна (ноде наблюдателя), так как в 20:00 закончилось действие выданного ФСБ разрешительного сертификата. В свою очередь, организаторы ДЭГ поясняли, что после публикации ключа для расшифровки данных блокчейна необходимость отпала, а прозрачность процедуры, по их словам, всегда оставалась таким же приоритетом, как и ее защищенность.
Напомним, первый эксперимент по онлайн-голосованию прошел на выборах в Мосгордуму в 2019 году и регулировался специальным «разовым» федеральным законом, срок действия которого позднее был продлен до конца 2021 года. Этот документ вводил понятие ДЭГ, определял полномочия избиркомов в рамках эксперимента и порядок хранения информации об итогах голосования. В 2020 году были внесены поправки и в рамочный федеральный закон о гарантиях избирательных прав, но лишь в части понятия ДЭГ, а право определять регионы для проведения онлайн-голосования и выпускать подзаконные нормативные акты для его регулирования получил ЦИК.
Перед выборами в Госдуму ЦИК принял специальное постановление о порядке электронного голосования. В нем были определены правила регистрации на ДЭГ и составления списков онлайн-избирателей, порядок контроля за их голосами и составления итоговых протоколов, отдельный пункт был посвящен наблюдению. Кроме того, в порядке отдельно прописывалась возможность использовать в Москве опцию отложенного голосования.
В то же время Москва в прошлом году приняла собственный закон о проведении ДЭГ на выборах в городские органы власти и органы местного самоуправления. Этот документ тоже носит экспериментальный характер, но сроки его действия не указаны. То есть, несмотря на заявление Эллы Памфиловой о проведении федерального ДЭГ на единой платформе, Москва по-прежнему имеет возможность проводить региональные и муниципальные выборы, используя свою систему. На ближайшие годы намечено две такие кампании: в 2022 году пройдут выборы муниципальных депутатов, а в 2023-м — выборы мэра столицы.