Защитницу мигрантов хотят депортировать
Валентине Чупик на 30 лет запрещен въезд в РФ
Известная правозащитница Валентина Чупик уже больше трех суток находится в транзитной зоне аэропорта Шереметьево. МВД аннулировало ее статус беженца, который гражданка Узбекистана получила более десяти лет назад. В свою очередь, пограничная служба запретила ей въезд в Россию на ближайшие 30 лет. Теперь Валентине Чупик грозит депортация в Узбекистан, откуда она бежала после андижанских событий. Адвокаты рассказали “Ъ”, что не могут добиться разрешения на встречу с госпожой Чупик. Они направили срочный запрос в ЕСПЧ с требованием вмешаться и обеспечить допуск юристов в транзитную зону.
Как рассказала коллегам Валентина Чупик, в минувшую пятницу она вернулась из поездки в Армению. Однако сотрудники пограничной службы ФСБ остановили ее в Шереметьево при прохождении паспортного контроля. Ей вручили уведомление от столичного управления МВД по вопросам миграции.
В бумаге сообщалось, что госпожа Чупик лишена статуса беженца из-за «предъявления ложных сведений или фальшивых документов».
Пограничники сообщили женщине, что ей запрещен въезд в Россию до 2051 года, а затем изъяли удостоверение беженца. С тех пор она четвертые сутки находится в помещении для депортируемых, расположенном в транзитной зоне аэропорта. По словам госпожи Чупик, ей не говорят, когда и куда ее отправят.
Валентине Чупик 48 лет, она гражданка Узбекистана. Госпожа Чупик покинула страну после подавления протестов в Андижане в 2005 году. По словам женщины, ее пытали сотрудники спецслужб. В 2009 году Валентина Чупик получила в России статус беженца, который позволяет постоянно проживать в РФ и временно выезжать в другие страны. Она создала организацию «Тонг Жахони» («Утро мира»), которая оказывает юридическую помощь мигрантам из Центральной Азии. Валентина Чупик часто выступала в СМИ в качестве эксперта по проблемам миграции.
Помощник правозащитницы Александр Ким опубликовал запись разговора с ней.
По словам госпожи Чупик, сотрудники ФСБ якобы заявили ей, что статус беженца аннулирован «в связи с вашим поведением: вы слишком много жалоб подавали».
«Новая газета» отмечает, что в последнее время правозащитница активно критиковала законопроект МВД о миграции.
«Человек имел статус беженца более десяти лет. И вдруг, пока она временно выезжает из страны, ее лишают статуса беженца и не впускают обратно»,— возмущена глава комитета «Гражданское содействие» (внесен в реестр иноагентов) Светлана Ганнушкина. Она отмечает, что конкретные претензии МВД к документам госпожи Чупик до сих пор неизвестны.
Глава проекта «Право на убежище» Института права и публичной политики (внесен в реестр иноагентов) адвокат Дарья Тренина рассказала “Ъ”, что к правозащитнице после задержания не пускают юристов. По словам госпожи Трениной, для прохода в транзитную зону от них требуют специальное разрешение ФСБ — и не понятно, как его получить.
Коллеги правозащитницы опасаются за ее судьбу в случае депортации в Узбекистан. Дарья Тренина рассказала, что юристы обратились в ЕСПЧ с просьбой принять «срочные обеспечительные меры» и приостановить депортацию, воспользовавшись правилом №39 Европейского суда. Оно подразумевает запрет государству совершать действия, которые могут привести как к существенному, так и «непоправимому» ущербу жизни или здоровью. «Очевидно, что лишение Валентины свободы и те условия, в которых она находится уже несколько дней, нарушают не только Конституцию РФ, но и Европейскую конвенцию о правах человека»,— пояснила Дарья Тренина.
Госпожа Чупик утверждает, что в транзитной зоне ей не дают ручку и бумагу, без которых она не может написать жалобы в миграционную службу и ФСБ.
Первоначально у нее не было зарядного устройства для телефона, но потом его все же предоставили. Женщина жалуется, что в помещении отсутствует вентиляция. Кроме того, первые сутки там не выключали яркий свет, из-за чего у нее болели глаза.
В понедельник днем СМИ сообщили, что полицейские пришли в подмосковную квартиру Валентины Чупик. Как передает «ОВД-Инфо», они пригрозили ее 84-летней матери, гражданке Узбекистана, составить протокол о проживании не по месту регистрации, но позже ушли, не оформив никаких бумаг.
“Ъ” обратился с запросом в посольство Узбекистана, но оперативно получить ответ не удалось. На запрос редакции в Главном управлении по вопросам миграции МВД тоже не ответили. Глава президентского Совета по правам человека Валерий Фадеев сказал “Ъ”, что в СПЧ «пока собирают информацию о происходящем».