«Одна из основных проблем — монетарная политика центральных банков»
Олег Богданов — о причинах роста стоимости газа в Европе
Цены на газ в Европе достигли исторического максимума. Котировки впервые преодолели отметку в $1 тыс. Суммарно за последние недели топливо подорожало в полтора раза. Еще 1 сентября газ торговался на уровне выше $600 долларов за 1 тыс. кубометров. Сегодня же стоимость октябрьских фьючерсов на нидерландском хабе TTF достигла $1 030. Прежде глава «Газпрома» Алексей Миллер допустил, что цены на топливо продолжат бить рекорды. С чем связан кризис на газовом рынке? И каких отметок может достичь стоимость топлива? Об этом — экономический обозреватель “Ъ FM” Олег Богданов.
Перед нами товарный рынок. Нужно учитывать, что при нехватке товара и высоком спросе цены могут быть любыми. Такая же история развивалась на многих сырьевых рынках на протяжении последнего года. В пример можно привести пиленую древесину, палладий. Их стоимость вырастала в разы из-за дефицита. Сейчас пришло время энергетических ресурсов, прежде всего, газа.
Нехватка газа обусловлена несколькими факторами. Во-первых, заполняемость хранилищ в Европе на данный момент 71% при средней пятилетней 92%. Во-вторых, в Китае на газ очень высокий спрос. Как только сегодня цена достигла $1 030, китайцы сразу дали премию в $100 за сжиженный газ. То есть они скупают топливо на мировом рынке у Катара и других поставщиков, которые могли бы его поставлять в Европу.
ЕС завяз в дискуссиях по поводу «Северного потока-2». «Газпром» свои обязательства выполняет, но больше, чем поставки по контрактам, он, видимо, дать не может. Америка поставляет на внутренний рынок и в Китай, который дает более высокую цену.
Одна из основных проблем — монетарная политика центральных банков, которые накачали за последний год глобальный рынок ликвидностью. В энергетической сфере есть очень серьезная недофинансированность. Это относится как к нефтяному рынку, так и к газовому. Поэтому на фоне высокой ликвидности пузыри возникают то там, то здесь. Самый обычный пузырь может образоваться на сырьевом рынке.
В последнее время я сравниваю цены на газ с таким компонентом, который есть в животноводстве, — маржинальность одной коровы или одного бычка. В Америке это хороший норматив, по которому измеряют себестоимость бизнеса. И приблизительно года два назад маржинальность одной коровы была на уровне $120, как, собственно, 1 тыс. кубов. Недавно цена дошла до $1 тыс., ровно как и цена на газ. Это никак не связано поставками «Газпрома» в Соединенные Штаты. Это вызвано высоким спросом на мясо, гигантской ликвидностью, которую закачивают центральные банки, причем они закрывают глаза на инфляцию и не признают эту ситуацию.
Кстати, еще одна новость: поток газа по газопроводу «Ямал-Европа» во вторник упал более чем в два раза, так что цена может вырасти. Ситуация развивается. Потребители в Европе начнут получать высокие чеки за электроэнергию, за газ уже через месяц. Социальная напряженность там будет расти. Понятно, что это как-то нужно регулировать, но каким образом, я не представляю.