Газовый вопрос накалил повестку
О чем договорились Венгрия и Россия
Новый газовый контракт между Россией и Венгрией обернулся очередным политическим конфликтом. 27 сентября стороны подписали соглашение о транзите газа в обход Украины до конца 2036 года. Согласно документу, «Газпром» будет ежегодно поставлять в Венгрию по 4,5 млрд кубометров топлива через «Турецкий поток» и «Северный поток-2». Киев назвал эту сделку «ударом» со стороны Будапешта и пообещал отреагировать соответствующе.
Украинские власти намерены обратиться с жалобой в Европейскую комиссию. Впрочем, перспектив у такого разбирательства нет, говорит эксперт Финансового университета при Правительстве России Игорь Юшков: «Это не является нарушением контракта с Украиной. Там прописаны объемы прокачки, а направление определяет заказчик услуги по транзиту газа. Две коммерческие структуры в их либеральной экономике параметры соглашения определяют сами. Более того, украинская сторона ни в коем случае не пострадает от подобного решения. "Газпром" обязан прокачивать по 109 млн кубов в сутки через Украину. Если компания не делает этого, то Киев все равно получает деньги за транзит. Там очень жесткое и выгодное условие — качай или плати.
Чтобы прибыль не уменьшалась, украинским властям нужно отказаться от политизации данного вопроса, вместе с Европой и Россией обсудить, сколько европейцы собираются покупать газа в определенные периоды, каким странам он нужен, в какие из них "Газпрому" удобно будет поставлять топливо через Украину. И, соответственно, какие условия может предложить Киев, чтобы свести концы с концами. Пока он остается безальтернативным транзитером российского газа, такого конструктивного диалога не будет, потому что она продают некую услугу по сдерживанию России на геополитической арене. Как только будет возможность выбора транспортировки топлива, сразу же эта функция сведется к обычной экономической услуге.
Цену контракта мы вряд ли узнаем. Хотя Венгрия очень давний покупатель еще советского, потом российского газа. И "давить" ее по стоимости "Газпрому" было бы невыгодно. То есть в этом плане задача компании — сохранить рынок сбыта и не нажить себе противников, а, наоборот, сохранить довольно хорошего партнера и союзника в Европе. В этом плане он готов был пойти на какие-то уступки и не завышать цену».
Директор фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отмечает, что Украина может конкурировать с «Турецким потоком» и «Северным потоком-2», только если пойдет на снижение цен после 2024 года. Правда, возможности страны в этом вопросе сильно ограничены:
«Если мы берем "Турецкий поток", то для всех государств, которые собираются по нему получать газ, это более удобный и дешевый способ.
Это касается Турции, Болгарии, Сербии, Румынии и ряда других более мелких балканских стран. Ни один из покупателей, я имею в виду коммерческие компании, ни разу не говорил о том, что его не устраивает транзит через "Турецкий поток", и он хочет получать топливо по-прежнему через Украину. Есть одна проблема — Молдавия, там есть сложности с Приднестровьем, например. Логистически, пожалуй, только здесь вопросы возникают. Эти 40 млрд, которые по контракту мы должны транспортировать до 2024 года, конечно, уходят. Сохранять транзит может только выгодными коммерческими предложениями.
Если мы исходим из снижения стоимости, потенциально Украина может вернуться к объемам выше 100 млрд, но я просто не представляю, как она сможет конкурировать по ценам с "Северным потоком-2", если этот маршрут почти на 2 тыс. км короче. Там изначально украинская сторона проигрывает, то есть это просто вопрос экономики, который она не исправит. Я молчу про ситуацию с климатом, которая ударит по Киеву. Потому что Европейский суд будет требовать климатической нейтральности газотранспортных артерий. Есть старая труба, которая идет через Украину. Ей 40 лет. Очевидно, что климатический след от "Турецкого потока" и "Северного потока-2" на порядок ниже, чем в случае с ней.
Киев считает, что он находится на пределе, что транзит ниже 30-40 млрд для него уже неинтересен. 30 млрд не будет при нынешнем объеме поставок. Даже если он задумается об экономике, более эффективного предложения, чтобы перебить вышеупомянутые газопроводы в таких объемах, не сделает. По нашим оценкам, линия безубыточности начнется с 15-20 млрд, то есть ниже 15 млрд Украине опускаться будет сложновато».
Соглашение о транзите газа между Россией и Венгрией вступит в силу 1 октября. Через 10 лет стороны смогут пересмотреть условия контракта. В прошлом году Будапешт импортировал больше 8,5 млрд кубометров российского топлива. Это второй по величине показатель за 12 лет.