Привыкаем вместе
Почти пять лет в Прикамье работает сайт «Управляем вместе», призванный помочь в решении бытовых проблем жителей региона. Здесь жители края могут оставлять обращения и жалобы по поводу проблем ЖКХ и благоустройства. Несмотря на то что инициатор проекта экс-губернатор Максим Решетников покинул регион, портал продолжает развиваться. Ежемесячно сюда поступает около 4 тыс. обращений. Большая часть из них, по оценке краевого минсвязи, решается. Однако постоянные пользователи портала нередко встречаются с «отписками». А главы муниципалитетов признаются, что не могут решить все проблемы, указанные жителями, из-за скромных бюджетов и полномочий.
Портал «Управляем вместе» появился в 2017 году по инициативе Максима Решетникова, возглавлявшего тогда регион. Функционально портал похож на столичные сайты «Активный гражданин» и «МоскваНашГород. Портал мэра Москвы Сергея Собянина». Планировалось, что жители края смогут следить за качеством дорожных работ, объектов благоустройства, реализацией приоритетных инфраструктурных проектов, а также оставлять свои жалобы или обращения. «Основная задача проекта — обеспечить быструю и эффективную коммуникацию с жителями региона, оперативную реакцию органов государственной и муниципальной власти на обращения»,— заявлял Максим Решетников.
Со временем портал стал не только сервисом обратной связи с жителями региона, но и инструментом политического давления на глав муниципалитетов. Весной 2018 года «Управляем вместе» получил провокационный лозунг — «Заставь чиновника работать». Максим Решетников неоднократно критиковал руководителей муниципалитетов за недостаточное внимание к порталу. А за «отписки» угрожал лишить дипломов и премий.
В 2020 году, после смены руководства региона, краевые власти продолжили поддерживать и развивать «Управляем вместе»: в период самоизоляции на портале появился сервис для оформления электронного пропуска для выхода на работу, а также калькулятор выплат для медиков, связанных с пандемией COVID-19. Через год на портале появились раздел «Управляем вместе для бизнеса» и карта доступности услуг связи. Однако каких-либо резонансных инфоповодов «Управляем вместе» уже не создавал.
По данным министерства информационного развития и связи Пермского края, количество зарегистрированных пользователей «Управляем вместе» выросло с 27,2 тыс. человек в 2017 году до 148,9 тыс. человек в 2021-м. Если в 2017 году на портале было зарегистрировано всего 742 обращения, то за восемь месяцев этого года — уже 31 489 сообщений. Срок подготовки ответов на сообщения, касающиеся ЖКХ и благоустройства, сократился в два раза. «Если в 2017 году ответ пользователю поступал в среднем в течение десяти рабочих дней, то в 2021 году — в течение пяти рабочих дней»,— отмечают в пресс-службе министерства.
Из опубликованных сообщений этого года обоснованными признаны 27 552 сообщения. По этим обращениям решены 20 314 проблем, касающихся ЖКХ и благоустройства. В среднем за месяц на портале публикуется около 4 тыс. сообщений по данной проблематике.
«В статистике плюсик, а проблема не решена»
Гражданский активист, координатор сообщества «Велосипедизация Перми» и экс-кандидат в Пермскую думу от партии «Яблоко» Александр Синявский пользуется порталом «Управляем вместе» с августа 2018 года. За это время общественник направил на сайт 1078 обращений. Они касались, к примеру, ям на дорогах, отсутствующих или поврежденных люков колодцев и дождеприемников, поврежденных отбойников на опасных участках дорог, неубранного снега, не вывезенного с контейнерной площадки мусора, незаконных объявлений и сломанных урн на остановках, неработающих фонарей, а также незаконного размещения нестационарных торговых объектов и рекламы.
«По мнению работников городской администрации и модераторов сайта, 986 обращений сейчас имеют статус решенных, однако не во всех случаях я согласен с результатом»,— рассказывает Александр Синявский. По его словам, иногда ответы с фактическим устранением проблемы приходят спустя два года после обращения. «Хоть проблемы казались и небольшими, но, вероятно, для их устранения потребовалось финансирование. В год обращения районная администрация заложила расходы на следующий год и устранила после получения финансирования»,— полагает общественник.
На некоторые обращения Александр Синявский получал отписки. «Я четко понимаю, по каким вопросам стоит писать на портале „Управляем вместе“, а по каким нет, так как получишь отписку. Однако все равно на сообщения о затопленных в дождь тротуарах или пешеходных переходах можно получить в ответ фотографию сухого асфальта в солнечную погоду с комментарием: „Лужа была, потому что шел дождь“. Спасибо районной администрации за очевидность, но что они сделали для горожан, чтобы те могли пользоваться улицами и в дождливую погоду — остается загадкой»,— поделился гражданский активист. «Модераторы сайта закрывают такие вопросы как решенные. Получается, сообщение жителей было, ответ администрация дала, в статистике плюсик, а проблема затопляемого тротуара или пешеходного перехода не решена»,— добавляет господин Синявский. По его словам, несмотря на то что пользователь может отклонить ответ администрации, если не согласен с ним, добиться другого ответа от чиновников получается редко: «Чаще всего администрация закрывает вопрос в одностороннем порядке со статусом „решено“».
Еще одна проблема портала, по словам общественника, заключается в том, что обращения на «Управляем вместе» не регулируются законом 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». «Сайт можно расценивать как „попросил районную администрацию что-то сделать, а она может сделать, а может сказать, что звезды не сошлись, и отклонить вопрос“. Обжаловать ответ, к примеру, в прокуратуре, не получится»,— поясняет Александр Синявский.
«Поэтому по важным и принципиальным вопросам я пишу обращения в городскую администрацию через интернет-приемную, размещенную на их сайте. Такие обращения подпадают под действие вышеупомянутого закона, и администрация обязана ответить в 30-дневный срок. Такой ответ уже будет документально подтвержденным, и в случае несогласия с ним можно обращаться в надзорные органы для обжалования»,— добавляет общественник.
«Привыкаем потихоньку»
Руководители муниципалитетов за три с половиной года существования «Управляем вместе» смогли (не без влияния со стороны руководства региона) организовать работу с порталом.
По данным регионального министерства информационного развития, «лучшими муниципалитетами по дисциплине, качеству ответов и уровню решения проблем» являются: Пермь, Березниковский, Лысьвенский и Верещагинский городские округа, а также Еловский муниципальный округ. Здесь за первое полугодие 2021 года было решено более 80% проблем, указанных жителями.
Наименее активно с «Управляем вместе», по данным ведомства, работают Большесосновский, Гайнский и Александровский муниципальные округа.
Глава Кунгурского муниципального округа Вадим Лысанов рассказал, что чаще всего жители жалуются на мусор и ямы на дорогах. «Привыкаем потихоньку. Обо всех проблемах знаем, работаем. Конечно, не все можем решить: где-то не хватает полномочий, где-то финансирования. Добрая часть жалоб и вовсе не подтверждается — люди пишут без доказательств, не могут сформулировать конкретные вопросы»,— поделился руководитель.
«Обращений по дорогам на портале уже на три годовых бюджета дорожного фонда. Чтобы все это выполнить, требуется в три раза больше денег, чем у нас сейчас есть. Бюджет уже сверстан, средства распланированы. Я не хочу обманывать людей и публикую реалистичные сроки. Не всем это нравится»,— поясняет глава Осинского городского округа Алексей Григорьев.
По его словам, запросы жителей растут. «Раньше жалобы (на «Управляем вместе».— «Ъ — Ресурсы и ЖКХ») в основном касались центральных улиц. Сейчас запросы растут, и люди обращают внимание на более локальные вещи — проблемы небольших территорий. Наверное, это неплохо. С ростом запросов, в принципе, справляемся»,— рассказал глава округа. Он отметил также, что предпочитает электронным обращениям личные приемы. «Я человек открытый, люблю в глаза посмотреть. Но тут мы не видим, кто жалуется. Кого можно пригласить на прием или публичные слушания. Я бы с удовольствием это сделал и поговорил бы вживую»,— поделился Алексей Григорьев.
Глава Краснокамского городского округа Игорь Быкариз сообщил, что большинство обращений жителей Краснокамска на «Управляем вместе» связаны с состоянием дорог, началом отопительного сезона, уборкой снега. «Обычные жизненные вопросы. Ситуация с водой, дорогами, благоустройством постепенно становится лучше. Соответственно и жалоб становится меньше, а значит мы (городская администрация.— «Ъ — Ресурсы и ЖКХ») работаем»,— отмечает руководитель Краснокамска. При этом господин Быкариз признается, что с порталом «работают в основном помощники». «Хотя и я сам тоже смотрю, отслеживаю проблемы, слежу, чтобы своевременно отвечали»,— говорит руководитель. Вадим Лысанов подчеркивает, что за обращениями на портале «Управляем вместе» следят не только муниципальные, но и краевые власти. «Конечно, край проверяет, как мы отрабатываем все эти моменты. Есть такой рычажок у власти, чтобы не засиживались»,— поделился глава муниципалитета.
«Просто пожаловаться и получить что-то взамен — уже неинтересно»
Эксперты считают портал «Управляем вместе» эффективным инструментом, но расходятся в оценке его перспектив. «Мне лично он нравится как инструмент — я раза три обращался с коммунальными вопросами, и получил быструю и адекватную реакцию»,— отмечает директор интернет-газеты «ТЕКСТ» Борис Майоров. «А вот попытки власти использовать его как элемент предвыборной кампании Максима Решетникова или какие-то публичные выволочки на его основе для мэров и глав районов — это непонятный шум»,— добавляет эксперт.
«Любой вид обратной связи — это благо»,— считает политтехнолог Алексей Чусовитин. «Управляем вместе» — неплохая задумка, некая калька московских практик социальной инженерии. Вещь правильная и полезная»,— говорит эксперт. Вместе с тем он добавляет, что портал не должен превращаться в «жалобную книгу». «Сайт должен постоянно удивлять, чтобы людям было интересно туда заходить. Наверно, стоит рассмотреть возможность организации на основе „Управляем вместе“ электронного голосования к следующим губернаторским выборам, добавить еще каких-нибудь прибамбасов. Просто пожаловаться и получить что-то взамен — уже неинтересно»,— подчеркивает господин Чусовитин.