«Двое погибших солдат за сутки — это перебор даже для нашего комитета»
Комитет солдатских матерей — о трагедиях в Тагильской ракетной дивизии
В Тагильской ракетной дивизии в Свердловской области за два дня скончались два срочника. Один из них, по данным Центрального военного округа (ЦВО), во время учений заблудился в лесу, где забрался на опору ЛЭП и погиб от удара током. В комитете солдатских матерей «Ъ-Урал» рассказали, что пропажу солдата заметили только спустя несколько часов, а его поиски началась лишь на следующий день. Второй срочник покончил с собой перед заступлением в наряд с табельным оружием. В связи с этим в часть отправлена специальная комиссия Минобороны РФ. Комитет солдатских матерей охарактеризовал часть как «очень хорошую», проблем там никогда не было.
В ЗАТО Свободный (Свердловская область) в 42-й Тагильской ракетной дивизии (войсковая часть 34103) за два дня скончались двое солдат-срочников — Иван Катлинских призванный из села Бердюжье (Тюменская область) и Михаил из Пензенской области. Тело Ивана Катлинских обнаружили накануне, 28 сентября, в лесу недалеко от ракетной части. По официальной информации ЦВО, днем 27 сентября во время плановых командно-штабных учений солдат отошел в лес и заблудился. При себе он имел штык-нож и автомат АК-74 без боеприпасов. Пытаясь определить свое местоположение, срочник залез на опору ЛЭП, его ударило током, от чего он скончался на месте. Эта часть относится к ракетным войскам стратегического назначения (РВСН). Во вторник начались плановые командно-штабные учения с Тагильским ракетным соединением. В общей сложности в проведении учения задействовано более 3 тыс. военнослужащих и около 300 единиц техники.
Представитель комитета-совета солдатских матерей России Ксения Феткуллина в беседе с «Ъ-Урал» рассказала, что, несмотря на то, что срочник пропал еще днем, его отсутствие заметили только поздно вечером во время построения в части. Из-за того, что было уже темно, было принято решение начать поиски Ивана утром.
Сам солдат, по ее словам, забрел глубоко в лес и начал собирать хворост и ветки, чтобы разжечь костер и согреться. Около 23:00 он забрался на опору ЛЭП. При этом, по словам госпожи Феткуллиной, после удара током он выжил, но на нем загорелась одежда. Он якобы сумел пройти еще 150 м, срывая горящую форму, прежде чем погиб.
«К этой трагедии привел ряд нарушений командования. Люди, которые должны поголовно считать солдат, каким-то образом забыли человека, а спохватились только вечером. Мы за то, чтобы было честное расследование, чтобы нашли виновного. Но все будет зависеть от намерения родителей. Если они не захотят тратить свои силы на это, ситуацию просто замнут и забудут»,— заявила госпожа Феткуллина.
Одноклассники погибшего объявили сбор средств, которые будут переданы родителям Ивана для организации похорон. Как рассказала «Ъ-Урал» бывшая одноклассница срочника Кристина Нохрина, погибший жил с мамой и отчимом. После 9 класса поступил в агропедагогический колледж в поселке Голышманово, который окончил в этом году, а три месяца назад его призвали в армию. «Ваня был добрым и спокойным, старался ни с кем не конфликтовать. Из-за этого ему было очень тяжело учиться в школе. Он никогда не мог за себя постоять»,— отметил госпожа Нохрина.
Спустя сутки после гибели Ивана Катлинских, 29 сентября, около 05:00 утра покончил с собой 19-летний повар Михаил. По предварительным данным, солдат совершил самоубийство перед заступлением в наряд с табельным оружием.
Ксения Феткуллина заявила, что по данному инциденту подробностей от ЦВО пока нет, а комитет сейчас пытается найти родителей погибшего. «Говорить о причинах его поступка преждевременно. Это может быть как из-за проблем в части, так и личных переживаний», — подчеркнула она, добавив, что в комитете не видят взаимосвязи между гибелью солдат. «Но двое погибших солдат за сутки — это перебор даже для нашего комитета»,— считает представитель комитета.
Госпожа Феткуллина также сообщила, что в связи с инцидентами в войсковую часть отправлена специальная комиссия Минобороны РФ. Председатель Свердловского регионального отделения комитета солдатских матерей Марина Лебедева заявила «Ъ-Урал», что данная войсковая часть «очень хорошая», а «проблем там никогда не было». Она подчеркнула, что комитет может начать работу только после обращения к ним родителей погибших, а их пока нет.