У Японии взошел новый премьер
Правительство возглавит экс-министр иностранных дел Фумио Кисида
Правящая Либерально-демократическая партия (ЛДП) Японии в среду выбрала себе нового лидера, который займет кресло премьера страны. Случилось неожиданное: председателем ЛДП стал Фумио Кисида, имеющий невысокий рейтинг и в собственной партии, и в общенациональным масштабе. Уступив в первом туре фавориту гонки Таро Коно, господин Кисида спустя считаные часы вырвал победу во втором туре, исход которого определили поддержавшие его депутаты от партии власти. Таким образом, сотым по счету премьером Японии станет политик, лидерство которого не признают ни партийные массы, ни большинство избирателей.
Избрание нового лидера правящей Либерально-демократической партии Японии неожиданно вылилось во многочасовую политическую драму, получившую неожиданную развязку. Ее свидетелем стала вся страна, следившая за прямой трансляцией партийного съезда на сайте ЛДП. От итогов голосования зависело, кто станет новым председателем партии. Он, в свою очередь, в начале октября будет утвержден парламентом в должности премьер-министра и сменит досрочно уходящего со своего поста Ёсихидэ Сугу.
Проведенные накануне голосования опросы показывали: наибольшей поддержкой внутри партии пользуется экс-глава МИДа и Минобороны Таро Коно, в правительстве Ёсихидэ Суги отвечавший за вакцинацию. Его ближайшим преследователем был еще один экс-глава МИДа и бывший глава политсовета ЛДП Фумио Кисида. Разрыв между первым и вторым номером был весьма внушительным: Таро Коно были готовы поддержать 47% членов ЛДП, а Фумио Кисида мог рассчитывать лишь на 22,4% голосов однопартийцев.
Итоги состоявшегося в среду утром голосования подтвердили зафиксированное социологическими службами лидерство Таро Коно внутри ЛДП — за него проголосовали более 100 тыс. рядовых членов партии (46% голосов), в то время как Фумио Кисиду поддержали лишь 60 тыс. человек (27%).
Однако драматизм ситуации состоит в том, что для победы в первом туре набранных 46% Таро Коно немного не хватило, в связи с чем исход битвы должен был решить второй тур.
Между тем за считаные часы между первым и вторым туром ситуация кардинально изменилась, и находившийся в шаге от победы Таро Коно в последний момент ее упустил.
Дело в том, что в ходе первого тура, принесшего победу Таро Коно, в голосовании принимали участие 382 депутата от ЛДП и такое же количество местных партийных ячеек (382). Во втором же туре мнение рядовых членов партии отошло на второй план. В голосовании, на сей раз проходившем в узком формате, принимали участие все те же 382 депутата от правящей ЛДП и лишь 47 партийных ячеек. Поддержка рядовых членов партии была вновь оказана Таро Коно — за него проголосовали 39 партийных ячеек, а за Фумио Кисиду — лишь восемь. Однако это стало для фаворита гонки слабым утешением: большинство депутатов от ЛДП, за которыми стоят ведущие партийные тяжеловесы, после закулисных консультаций отдали предпочтение Фумио Кисиде.
Продемонстрировав завидное умение договариваться с различными центрами силы внутри собственной партии, господин Кисида нанес своему более популярному сопернику решающий удар, заручившись поддержкой третьего номера в гонке Санаэ Такаити (это позволило ему записать в свой актив голоса ее группы поддержки — 20%). Итоговые результаты битвы выглядят так: Фумио Кисида набрал 257 из 427 голосов, в то время как Таро Коно получил лишь 170 голосов и финишировал вторым.
Примечательно, что, сделав выбор в пользу Фумио Кисиды, партийное руководство не только не учло мнение рядовых членов партии, но и не приняло во внимание настроения в японском обществе. Последний опрос, проведенный за день до выборов по заказу телевизионной сети JNN, показал: общенациональный рейтинг поддержки Таро Коно в три раза превышает рейтинг Фумио Кисиды. Отвечая на вопрос, за кого бы они проголосовали, если бы могли, 45% японцев отдали предпочтение господину Коно и лишь 18% — господину Кисиде. При этом рейтинг японской партии власти накануне намеченных на октябрь парламентских выборов достиг исторического минимума, составив 25%.
«Мы должны продемонстрировать народу возрожденную партию и заручиться его поддержкой. Выборы закончились. У нас больше нет (соперничающих.— “Ъ”) сторон»,— заявил после победы Фумио Кисида, который теперь станет сотым по счету премьер-министром страны.
Напомним, что уже в конце октября страну ждут парламентские выборы, поэтому лидер партии призвал всех членов ЛДП сплотиться и не допустить перехода парламента под контроль оппозиции. Фумио Кисида также заявил, что готов приступить к исполнению своих обязанностей немедленно, назвав приоритетами введение дополнительных мер по стимулированию экономики, пострадавшей от пандемии, и решение социальных проблем. Ранее он заявил о решимости бороться с последствиями растущего имущественного неравенства и стремлении к «новой форме капитализма», требующей пересмотра экономической модели экс-премьера Синдзо Абэ — «абэномики».
Политическая биография 64-летнего Фумио Кисиды, занимавшего пост главы МИДа в правительстве Синдзо Абэ с 2012 по 2017 год, типична для высокопоставленного функционера ЛДП. Впервые он стал депутатом около 30 лет назад, в 1993 году. Не претендуя на роль радикального реформатора, господин Кисида всегда делал ставку на поиск компромисса с различными группами влияния в собственной партии и благодаря этому долгое время считался наиболее вероятным преемником Синдзо Абэ, которым в итоге ненадолго стал уходящий со своего поста Ёсихидэ Суга.