Автострахование Сибири: разгон с места
В первом полугодии 2021-го объем страховых премий по ОСАГО увеличился в округе на 4,44%, а по каско — на 19,22%
Рынок автострахования в Сибири вошел в фазу роста после снижения в период пандемии. Так, по данным Банка России, в первом полугодии 2021-го объем страховых премий по ОСАГО увеличился в округе на 4,44%, а по каско — на 19,22%. На фоне единых проблем и забот автовладельцев это может говорить о различном подходе страховщиков к оценке возникших рыночных рисков.
Реализовавшиеся в 2020 году риски стали испытанием для страхового рынка. «В первом полугодии 2020-го по нашей компании резко снизились количество и объемы каско за счет снижения продаж новых автомобилей во время пандемии, однако сборы по автострахованию в Сибирском федеральном округе в первом полугодии 2021-го в целом демонстрируют рост, как и в большинстве регионов страны»,— говорит директор департамента анализа и моделирования «Росгосстраха» Алексей Володяев. По его словам, в Новосибирской области с января по июнь этого года прирост сборов по каско составляет около 10%, что соответствует сборам компании на общероссийском уровне. При этом рост объемов по ОСАГО в Новосибирском филиале компании составил примерно 35%, и это выше, чем в целом показатели роста в сегменте ОСАГО по стране
В то же время директор Сибирского регионального центра компании «Ингосстрах» Виктор Силачев говорит о том, что в прошлом году уровень продления договоров автострахования не снижался, даже несмотря на общий спад в экономике и деловой активности на фоне пандемии коронавируса. «По данным „Ингосстраха“, сборы компании в первом полугодии 2021-го на рынке автострахования Сибири выросли на 15–20%»,— рассказал господин Силачев. Он считает благоприятным фактором рост поставок новых автомобилей в регионы Сибири. «По данным AEB (Association of European Businesses), за пять месяцев 2021 года этот рост составил 32% относительно данных аналогичного периода прошлого года»,— говорит Виктор Силачев.
Заместитель генерального директора страховой компании «Согласие» по развитию региональной сети Татьяна Чемова отмечает, что в первой половине 2021 года ОСАГО и каско в совокупности по компании выросли на 12%, а суммарные объемы страхования — на 8%.
Сооснователь и директор по развитию онлайн-платформы для профессиональных страховых агентов и индивидуальных страхователей Inssmart.ru Денис Мишин отмечает с января 2020 года снижение проходимости (доли конвертации заявки клиента в полис страхования) в агентском канале по регионам Сибири с 90% до примерно 25%. По его мнению, это следствие как низких тарифов, так и мер противодействия фроду (телефонному мошенничеству) и мошенничеству со страховыми выплатами. При этом в «Мониторинге региональных рисков недобросовестных действий в ОСАГО на 01.04.2021», составленном Банком России, приводятся данные о превышении средней страховой выплаты в Сибирском федеральном округе над общероссийскими показателями (72,4 тыс. руб. — Сибирь, 69,2 тыс. руб.— РФ) и аналогичном соотношении частоты страховых случаев (5,4% — Сибирь, 5,0 — РФ).
Страхи страховых
Прошлогодняя волатильность на рынке автострахования стала следствием пандемийных ограничений, напрямую повлиявших на активность автомобильного движения. Локдауны, переход на дистанционный формат работы сократили потребность в перемещениях на личных автомобилях, однако сегодня все возвращается на круги своя.
«Во втором квартале 2020-го количество убытков существенно сократилось. В первую очередь это было связано с введенными ограничениями, которые привели к снижению количества автомобилей на дорогах. В апреле–июне 2020 года по сравнению с обычным временем число заявленных убытков по автострахованию снизилось на 30% — примерно одинаково по каско и ОСАГО»,— говорит руководитель управления по урегулированию розничных убытков Сибирского и Дальневосточного регионального центра «Альфастрахование» Любовь Ермохина. Однако она отмечает, что после отмены самоизоляции количество убытков начало расти и достигло пика в первом квартале 2021 года, что является традиционным сезонным всплеском.
О схожих тенденциях говорит и Алексей Володяев: по ОСАГО число обращений в «Росгосстрах» в первом полугодии 2021-го в Сибири увеличилось на 26% на фоне среднего роста по стране 27%. При этом он отмечает, что, несмотря на прошлое снижение объема выплат по страховым случаям, убыточность страхования выросла из-за опережающего роста цен ремонтных работ. В качестве причин этого он указывает повышение курса валют и отмену льготного режима налогообложения ЕНВД.
По данным Татьяны Чемовой, в первой половине 2021 года по ОСАГО страховая компания урегулировала 7300 страховых случаев и выплатила 528,9 млн руб. (+37% по сравнению с первым полугодием 2020-го). Наибольшие суммы по ОСАГО выплачены в Новосибирской области (126,1 млн руб.), Алтайском крае (123,9 млн руб.), Красноярском крае (85,1 млн руб.) и Кемеровской области (50,3 млн руб.). По каско выплачено 257,9 млн руб. (+16% к аналогичному периоду прошлого года), урегулировано более 1700 страховых случаев. В Красноярском крае выплаты по каско составили 80,9 млн руб., в Новосибирской области — 53,3 млн руб., в Иркутской — 38,6 млн руб., в Кемеровской — 35,8 млн руб.
Больше всего убытков по ОСАГО в сибирских регионах несут страховщики в Республиках Тыва и Хакасия, Новосибирской и Иркутской областях, отмечает Денис Мишин. «Среди факторов, повлиявших на аварийность в регионах, можно назвать плотность населения конкретного региона и интенсивность движения, число населенных пунктов, а также экономическое благополучие граждан»,— считает Алексей Володяев.
Технологии рисков
Дистанционные сервисы заслуженно повысили свою популярность за время вводимых и самостоятельно устанавливаемых ограничений на прямые контакты. В сфере автострахования, особенно обязательного, технологии продажи полисов без посещения офиса стали большим подспорьем для сибирских автовладельцев, говорят участники рынка.
«Около 52% всех полисов ОСАГО продается через сайт»,— приводит данные Татьяна Чемова. Однако, по ее словам, каско для такого вида продаж подходит только без осмотра — в усеченном виде либо с лимитами по страховой сумме.
Денис Мишин говорит о рисках при использовании онлайн-платформ: бывает, что посредники-мошенники предоставляют в страховую компанию искаженную информацию по автомобилю и по лицам, допущенным к управлению, тем самым занижая стоимость полиса. Клиенту же объявляют завышенную стоимость, а разницу в деньгах присваивают себе. «Мы же как платформа-агрегатор зависимы от страховых, и готовы реализовывать все их рекомендации по противодействию мошенничеству. Онлайн-рынок начинает двигаться в эту сторону, например уже сейчас можно отсекать по различным критериям некачественные заявки и не посылать их в страховую компанию»,— информирует господин Мишин.