Привыкли руки к КГБ

Власти Белоруссии пресекают сомнения в официальной версии гибели силовика

Действия «лиц, посягающих на суверенитет, общественную безопасность и конституционный строй» Белоруссии, постепенно радикализируются. Об этом в среду заявили в Генпрокуратуре республики, комментируя произошедшую накануне гибель сотрудника КГБ при штурме одной из минских квартир. По официальной версии, находившийся там 31-летний Андрей Зельцер оказался «особо опасным преступником» и был убит силовиками. Тех, кто поставил под сомнение эту версию, белорусские власти уже окрестили преступниками, пообещав их найти. Наиболее радикальную оценку случившемуся дал экс-кандидат в президенты, оппозиционер Валерий Цепкало — и уже в среду вечером в отношении него возбудили уголовное дело.

Кадр из видео с моментом убийства

Фото: Комитет государственной безопасности Республики Беларусь

Резонансное убийство сотрудника КГБ Белоруссии, как сообщили в ведомстве, произошло во вторник при проведении специальных мероприятий «по отработке адресов, по которым могли находиться лица, причастные к террористической деятельности». В КГБ рассказали, что в ходе перестрелки в одном из домов Минска оперативники «уничтожили особо опасного преступника». Однако при этом смертельное ранение получил и один силовик.

«Особо опасным преступником» оказался 31-летний минчанин Андрей Зельцер, сотрудник американской IT-компании EPAM Systems. Из Instagram-аккаунта убитого следует, что он увлекался фехтованием, бегом, триатлоном, участвовал в спортивных мероприятиях. Также был обнаружен второй, более новый аккаунт в Instagram, якобы принадлежавший господину Зельцеру: в нем среди прочего были опубликованы фотографии ружья (первое фото в профиле размещено 9 марта 2021 года). По данным портала госпредприятия «Белгосохота», мужчина с именем Андрей Зельцер в августе оплатил государственную пошлину и получил право ходить на охоту.

На момент прихода оперативников Андрей Зельцер находился в квартире вместе со своей супругой. После произошедшего ее, как сообщили в Следственном комитете (СК) Белоруссии, задержали «по подозрению в соучастии убийству сотрудника КГБ».

Широкую огласку дело получило после распространения государственными телеканалами видео момента убийства. На кадрах показано, как оперативники в штатском, стоя на лестничной площадке (один из них — с кувалдой в руках), требуют открыть дверь, угрожая в противном случае выломать ее. Затем идет съемка с другого ракурса: внутри квартиры Андрей Зельцер стоит с охотничьим ружьем, пока его жена спокойно ходит по комнате и снимает все на телефон. Он бросает взгляд в сторону камеры, которая его снимает. Затем правоохранители вскрывают дверь болгаркой и врываются внутрь, начинается стрельба, слышны крики. После сотрудники КГБ оттаскивают из коридора своего раненого коллегу (они называют его «Димка» и «Нирвана»).

Видео оставляет немало вопросов. Во-первых, неясна необходимость монтажа. В СК лишь сообщили, что видеосъемку из квартиры минчанин проводил «с целью последующего так называемого хайпа». Во-вторых, из видео неясно, представились ли сотрудники КГБ жильцам квартиры. Также непонятно, что было их целью — задержание или обыск. Кроме того, на одежде оперативников не было никаких опознавательных знаков с указанием их подразделения. Тем не менее в Генпрокуратуре республики в среду сообщили: силовики «действовали в пределах предоставленных прав и в соответствии с законодательством». Наконец, на распространенных кадрах не показано тело Андрея Зельцера.

На инцидент отреагировал президент Белоруссии Александр Лукашенко. «Безнаказанным это не останется»,— передала слова президента его пресс-секретарь Наталья Эйсмонт.

«Это беспрецедентный случай,— заключил генпрокурор Белоруссии Андрей Швед в интервью телеканалу "Беларусь 1".— Мы неоднократно говорили о том, что идет радикализация действий со стороны лиц, которые посягают на суверенитет нашего государства, общественную безопасность, конституционный строй».

Дело активно обсуждается белорусами в соцсетях. При этом высказывания, ставящие под сомнение официальную версию инцидента, встречают жесткий отпор со стороны властей. Глава администрации президента Белоруссии Игорь Сергеенко в среду заявил: «Даже не пытайтесь зачищать свои аккаунты в социальных сетях. Все, кто увидел в преступнике сакральную жертву, кто сделал хайп на горе семьи офицера, будут найдены». «Вы стали в один ряд с преступниками и их пособниками. Выбор сделан. Этому нет прощения, этому нет оправдания»,— передает его слова агентство «Белта». Провластный Telegram-канал «Желтые сливы» перепостил сообщение из менее популярного Telegram-канала «Я/МЫ ОМОН» с призывом присылать им скриншоты «оскорбительных высказываний по теме гибели сотрудника КГБ», а также ссылки на страницы соцсетей пользователей, оставивших такие комментарии.

Целая кампания развернулась в отношении «Комсомольской правды в Беларуси».

Утром в среду сайт издания был заблокирован Мининформ Белоруссии — в связи с тем, что на сайте была «размещена публикация, в которой содержатся сведения, способствующие формированию источников угроз национальной безопасности».

Как заявил в интервью одноименному радио главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин, блокировка связана с небольшой заметкой, где был приведен комментарий знакомой господина Зельцера: она сказала, что «парень был хорошим» и «всегда за правду стоял». «Из-за этих четырех слов заблокировали крупнейший негосударственный медиаресурс в Республике Беларусь,— указал Владимир Сунгоркин.— Насколько я понимаю, было некое политическое решение, что вещать на территории Беларуси должны только государственные СМИ».

Не оставили инцидент незамеченным и некоторые белорусские оппозиционеры. Особенно резко высказался экс-кандидат в президенты Валерий Цепкало, проживающий в Латвии. В видеообращении на YouTube он заявил: «Андрей Зельцер показал нам пример в том, что надо сегодня каждому белорусу быть готовым с оружием в руках отстаивать свою свободу. Это не только право белорусов, это их обязанность».

По словам политика, убитый «оказал вооруженное сопротивление бандитам, которые пытались вломиться в его квартиру».

«Единственное, конечно, что один человек — он мог унести с собой и больше»,— при этом добавил господин Цепкало.

В беседе с “Ъ” Валерий Цепкало отметил, что оппозиция хотела бы найти компромисс в отношениях с властью, но официальный Минск не делает никаких шагов навстречу: «Власть должна прежде всего разобраться с убийствами, открыть уголовные дела и отделить тех сотрудников правоохранительных органов, которые хотят служить Беларуси, от тех убийц, которые почувствовали полную безнаказанность». По его словам, у Андрея Зельцера был выбор: «уйти с достоинством» или «просто так его пришили бы», и никто за это не понес бы ответственности.

Вечером СК Белоруссии возбудил в отношении Валерия Цепкало уголовное дело — за «призывы к действиям, причиняющим вред национальной безопасности» республики.

Марина Коваленко, Кирилл Кривошеев

Вся лента