Иноагенты оптом и в розницу
Журналистов, правозащитников и НКО распределили по трем реестрам
В среду Министерство юстиции обновило три своих «иноагентских» реестра. В список СМИ-иноагентов добавили сразу 24 позиции — и это самое массовое пополнение списка с момента его создания. Практически все «новички» — физлица; среди них активисты движения по наблюдению за выборами «Голос» (которое ранее само было признано иноагентом), главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов и ее издатель Петр Верзилов. В список «незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента», был внесен правозащитный проект «ОВД-Инфо», а реестр НКО-иноагентов пополнился нижегородским Центром немецкой и европейской культуры и ивановским Центром гендерных исследований. Источник “Ъ” в Минюсте пояснил, что основанием стали «сведения, поступившие из органов государственной власти». В ведомстве не исключают, что в ближайшие месяцы списки иноагентов будут дополнены.
Самым первым — в 2014 году — был создан реестр НКО-иноагентов. Организацию могут внести туда при двух условиях: если она ведет «политическую деятельность» и одновременно хотя бы раз получала финансирование из-за рубежа. При этом правозащитники много раз жаловались, что определение «политической деятельности» слишком размыто и крайне сложно предсказать, что именно не понравится государству. Сейчас в реестре числится более 70 организаций. В среду Минюст совершил своеобразный «размен»: убрал из списка связанные с Алексеем Навальным «Фонд борьбы с коррупцией» и «Фонд защиты прав граждан» (признаны экстремистскими и запрещены) в связи с их ликвидацией. И в тот же день добавил АНО «Нижегородский центр немецкой и европейской культуры» и ивановский «Центр гендерных исследований».
«Нижегородский центр немецкой и европейской культуры» организован в 2009 при поддержке посольства Германии и под патронатом Немецкого культурного центра имени Гете. Центр организует кинофестивали, концерты классической и современной музыки, выставки, лекции и театральные постановки. «За посещение наших концертов вам не будет присвоен статус "Иностранного агента"»,— так организация прокомментировала в соцсетях внесение в реестр.
«Центр гендерных исследований» был создан в 1996 году при Ивановском госуниверситете. «Миссией ИЦГИ является продвижение идей равенства, толерантности и демократии… просвещение и воспитание молодежи, поддержка карьерного и профессионального роста женщин, социальное модераторство»,— говорится на сайте организации. В апреле 2021 года директор ИЦГИ Ольга Шнырова сообщала о проверке Минюста после обращения «неизвестных граждан». «Ну вот, свершилось: мы иностранные агенты теперь официально. Ну, пока что мы можем гордиться, что мы первые в регионе»,— написала вчера в Facebook госпожа Шнырова.
Реестр СМИ-иноагентов появился в 2017 году. При этом чтобы стать СМИ-иноагентом, совершенно не обязательно работать журналистом. Достаточно «распространять предназначенные для неограниченного круга лиц… сообщения и материалы» и одновременно получить «денежные средства и (или) иное имущество» от иностранных государств, организаций и граждан либо «от российских юридических лиц, получающих денежные средства от указанных источников». «Распространение» подразумевается максимально широко: иноагентом могут признать за экспертный комментарий для редакции-иноагента. При этом закон не требует, чтобы иностранные деньги были получены именно за работу в качестве «распространителя».
Список СМИ-иноагентов пополнялся неравномерно: девять редакций в начале 2017 года, одна в 2019 году и семь «новичков» в 2020 году — причем среди них были первые СМИ-физлица-иноагенты. А вот в 2021 году реестр расширялся чуть ли не каждый месяц — к концу лета там появилось еще 26 позиций. В начале сентября список пополнился пятью юрлицами, которые были созданы СМИ-физлицами-иноагентами для выполнения требования закона об отчетности доходов и расходов. Таким образом, за четыре года в списке в общей сложности оказалось 48 редакций, людей и ООО — в том числе популярные издания «Медуза», «Важные истории», «VTimes» (приняла решение о закрытии), The Insider и телеканал «Дождь».
Но в среду Минюст добавил туда сразу 24 пункта. В список внесли правозащитную организацию «Зона права», созданную участницами Pussy Riot Надеждой Толоконниковой и Марией Алехиной. «Зона права» помогает жертвам пыток в полиции и учреждениях ФСИН, а также оказывает юридическую помощь при неуставных отношениях в армии.
Собеседник «Ъ» в «Зоне права» сказал в среду, что юристы проекта не получали соответствующих уведомлений о решении министерства, «не согласны с ним» и намерены обжаловать его в суде.
Сразу после этого название Telegram-канала проекта и логотип были изменены на «АДВ-ТВ». На момент подготовки материала большинство соцсетей организации были удалены или закрыты, сайт перешел в режим under construction.
Также в списке оказалось ООО «ЗП» — компания-учредитель издания «Медиазона» (основано в 2014 году, специализируется на проблемах правосудия, правоохранительных органов и пенитенциарной системы России и постсоветского пространства). В числе СМИ-физлиц-иноагентов попали учредитель издания, продюсер Pussy Riot Петр Верзилов и главный редактор Сергей Смирнов.
«С одной стороны, это было ожидаемо, но, когда происходит, все равно неприятно,— написал господин Смирнов.— Это безусловно тождественно врагу народа. Это глубоко дискриминационная мера».
Позже редакция «Медиазоны» выпустила заявление, в котором отказалась считать себя иноагентом. «Ярлык "иностранного агента" делает работу журналистов очень сложной — а иногда и просто невыполнимой,— говорится в заявлении.— Клеймо "иноагента" для того и нужно, чтобы люди обходили нас стороной. Нам будет трудно, но мы не собираемся останавливаться».
Напомним, редакции указывали, что попадание в «иноагентский» реестр оборачивается мгновенным оттоком рекламодателей,— а значит, резким сокращением бюджета и неизбежными в такой ситуации увольнениями. Кроме того, любой материал издания, включая записи в соцсетях, должен сопровождаться плашкой из 24 слов прописными буквами — предупреждением, что сообщение «создано и/или распространено» иностранным агентом. Точно такую же плашку должны использовать СМИ-физлица-иноагенты при любом посте в личных соцсетях — даже в комментариях или переписке в групповых чатах. При публикации в Twitter плашка практически не оставляет места для собственно записи. Кроме того, физлица-иноагенты обязаны создать юрлицо, которое будет отчитываться перед государством о личных доходах и расходах.
Также в реестр как физические лица попали сразу 20 представителей движения «Голос» (занимается мониторингом выборов и изменений в российском избирательном законодательстве). Большинство представителей списка являются региональными координаторами движения. Также в реестр вошли два члена совета движения — Аркадий Любарев и Юрий Гурман.
Аркадий Любарев является одним из наиболее авторитетных исследователей российского избирательного законодательства. В 2017 году он вошел в экспертно-консультационную группу при председателе ЦИК Элле Памфиловой, а в период с 2019 по 2020 год возглавлял ее. Также с 2018 по 2020 год входил в научно-экспертный совет при ЦИК России. Последовательно критиковал российское избирательное законодательство и призывал заменить его единым избирательным кодексом, который разработал совместно с другими экспертами.
Юрий Гурман широко известен своей правозащитной деятельностью, много раз был наблюдателем на выборах и членом избирательных комиссий с правом решающего голоса. В 2016 году ЦИК с подачи Совета по правам человека при президенте даже обсуждал господина Гурмана в качестве одного из кандидатов на должность председателя избиркома Челябинской области (однако на итоговое голосование его кандидатуру не вынесли). Более пяти лет работал заместителем главы Хомутининского сельского муниципального образования. В настоящий момент — директор ассоциации муниципальных образований и сельских поселений Челябинской области.
Третий реестр — незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента — был создан совсем недавно, в феврале 2021 года. Минюст намерен вносить туда объединения граждан, которые ведут «политическую деятельность» и финансируются из-за рубежа, но при этом не имеют статуса СМИ или НКО для попадания в два других реестра. Первым в реестр попал «Голос» — это произошло 18 августа. В качестве причины Минюст указал «финансирование от гражданки Армении». Сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц заявлял «Ъ», что это решение укладывается в ряд «репрессивных решений власти помешать гражданскому обществу наблюдать за предстоящими выборами».
Отметим, что в 2013 году ассоциация «В защиту прав избирателей "Голос"» была внесена в реестр НКО-иноагентов. Она не стала регистрироваться в этом качестве и была оштрафована. Суд ликвидировал ассоциацию в 2016 году. После этого «Голос» продолжил работу уже как незарегистрированная организация — и до появления реестра «объединений» его не могли признать иноагентом.
В среду в новый реестр внесли правозащитный проект «ОВД-Инфо». Он был основан в декабре 2011 года на фоне протестов против результатов выборов в Госдуму. Сначала «ОВД-Инфо» лишь собирали данные о задержанных на акциях протеста. Постепенно организация стала предоставлять бесплатные юридические услуги гражданам, а также готовить аналитические отчеты о протестах и правоприменении в этой сфере. Медиаконсультант «ОВД-Инфо» Константин Фомин рассказал «Ъ», что сейчас у организации 70 сотрудников, с ней на постоянной основе сотрудничают 3,1 тыс. волонтеров. «Это акт политического давления, который произошел на фоне общественной кампании за отмену законодательства об иноагентах»,— говорится в заявлении организации. Речь идет о петиции, которую в сентябре запустили «ОВД-Инфо» и «Медуза», за две недели ее подписали более 141 тыс. человек, а также более 150 СМИ и НКО.
Директор Центра защиты прав СМИ (признан иноагентом) Галина Арапова констатирует, что Минюст «наращивает обороты». Расширение реестра сразу на 24 позиции она назвала прецедентом.
В Минюсте не смогли оперативно прокомментировать «Ъ» основания для такого решения. Собеседник «Ъ» в ведомстве добавил, что официальный ответ на запрос редакции, скорее всего, будет носить типовую формулировку: «Основаниями послужили сведения, поступившие из органов государственной власти». Источник не исключил, что до конца года произойдет еще несколько соответствующих дополнений реестра.
Напомним, что 27 августа редакции ряда российских СМИ выступили с требованием полностью отменить закон об иностранных агентах и «прекратить преследование» журналистов. В ответ пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Кремле «не согласны с формулировкой "преследование"». Кроме того, он покритиковал «риторику» требований к власти, но заявил, что «по сути своей это обращение заслуживает внимания».
По словам господина Пескова, «этот закон должен быть в нашей стране», потому что «так или иначе происходит вмешательство в наши внутренние дела извне».
Тем не менее, он предложил журналистам «внутри самого цеха конструктивно обсудить несовершенное правоприменение некоторых положений» закона — «а затем уже с нашими законодателями и представителями исполнительной власти».
1 сентября ряд российских редакций опубликовали другое обращение, в котором предложили 12 поправок в закон об иноагентах. Они предложили присваивать такой статус только по решению суда, а также исключить из закона формулировки, допускающие произвольное правоприменение.
Также авторы обращения предложили упростить отчетность для «иноагентов» и прописать четкий порядок снятия этого статуса. «Обращение гораздо более конструктивное,— заявил Дмитрий Песков.— Это уже не требование, которое до этого было озвучено, а конструктивное предложение, поэтому, конечно, на предмет их реализуемости рассмотрим».
Известно, что президентский Совет по правам человека уже создал рабочую группу по изменению законодательства об иноагентах. Но каких-либо предложений пока не было опубликовано. В среду «Ъ» не смог получить комментарий у главы СПЧ Валерия Фадеева, а также членов совета Владимира Соловьева и Павла Гусева, возглавляющих российский и московский союзы журналистов.