Бизнес наполнил банковские портфели

Что ждет предпринимателей в постпандемийную эпоху

В этом году банки разработали для малого и среднего предпринимательства выгодные программы поддержки

Фото: Евгения Яблонская, Коммерсантъ

Малое и среднее предпринимательство на Кубани обеспечило в 2021 году существенный рост банковского кредитования — показатели прошлого года превышены на 42%. Если в прошлом, пандемийном году бизнес вынужден был реструктурировать займы и отказывался от новых кредитов, а банки не спешили с их одобрением, то после стабилизации обстановки и отмены ограничений на работу предприниматели активно пользовались возможностями государственных и банковских программ поддержки МСП.

Кредитование идет в рост

По итогам прошедших месяцев текущего года Краснодарский край сохраняет лидерство среди регионов Южного федерального округа по объему кредитования и величине кредитного портфеля субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Как сообщили «ЭР» в Южном ГУ Банка России, за первое полугодие 2021 года малым и средним предпринимателям края было предоставлено 45% от всех выданных данной категории заемщиков кредитов по ЮФО. «В первом полугодии текущего года заемное финансирование МСП на Кубани росло большими темпами, чем в аналогичном периоде прошлого года. Объем предоставленных за шесть месяцев текущего года кредитов субъектам МСП Краснодарского края превысил 174,4 млрд руб. Это на 42% больше показателя первого полугодия прошлого года. При этом рост кредитования малого и среднего бизнеса в целом по ЮФО год к году составил 36,2%, а по России — 45,6%»,— рассказали в регуляторе.

Годовой прирост кредитного портфеля МСП по региону, по данным Южного ГУ ЦБ РФ, на 1 июля 2021 года составил 27,8%, что превышает показатель в целом по ЮФО (+18,4%) и несколько уступает приросту по России (+32,1%). В абсолютном выражении кредитный портфель региональных МСП превысил 275 млрд руб., что составляет половину совокупного портфеля малых и средних предпринимателей в Южном федеральном округе.

Доля малых и средних предпринимателей в совокупном кредитном портфеле финансового сектора Краснодарского края повысилась с 19% на 1 июля 2020 года до 21,4% на 1 июля 2021 года (в среднем по России — с 14,7% до 17,5%, по ЮФО — с 24,7% до 25,7%).

«Сохранению высоких темпов кредитования МСП края в том числе способствовали принятые правительством и Банком России меры поддержки малого и среднего бизнеса в период пандемии, а также меры регионального характера. Кроме того, Краснодарский край — лидер в ЮФО по количеству субъектов МСП. На наш регион приходится 40% всех предпринимателей округа. Этим в том числе объясняется уровень объемов кредитования»,— прокомментировал тенденции заместитель начальника Южного ГУ Банка России Александр Гостев.

Доля малых и средних предпринимателей в совокупном кредитном портфеле финансового сектора Краснодарского края повысилась с 19% на 1 июля 2020 года до 21,4% на 1 июля 2021 года

Госпрограммы с двойным дном

Причина активного кредитования субъектов МСП, как на юге России, так и в целом по стране, кроется прежде всего в государственной поддержке данных предприятий, пострадавших от пандемии коронавируса и введенных в связи с ней ограничительных мер, считает директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков. В Краснодарском крае, напомним, локдаун был объявлен в марте—июне прошлого года, а некоторые ограничительные меры (в частности, заполняемость общественных мест, заселение гостей курортов в места размещения с подтверждением их вакцинации и пр.) действуют и по сей день. В связи с этим на государственном и региональном уровнях был принят комплекс мер поддержки (отсрочки платежей, льготное кредитование, реструктуризация кредитов и пр.) пострадавших от этого субъектов МСП. Эти меры, по словам господина Волкова, позволили сохранить объемы кредитования на уровне прежних лет, обеспечив около четверти объема предоставленных средств субъектам малого и среднего предпринимательства.

«Основными пользователями программ поддержки стали заемщики, у которых в течение года до начала пандемии отсутствовала существенная кредитная задолженность. Причем кредиты по госпрограммам предоставлялись по ставкам ниже рыночных. В то же время банки, участвующие в программах, также внакладе не оставались, так как с учетом субсидирования получали процентные доходы выше, чем по средневзвешенной рыночной ставке. Таким образом, благодаря госпрограммам портфель кредитов МСП среди банков — участников программ в последний год существенно вырос»,— комментирует эксперт.

Как отмечает региональный управляющий Альфа-Банком в Краснодарском крае Антон Кузнецов, особенностью государственных программ реструктуризации кредитов для отраслей, подтвердивших снижение своей прибыли в результате пандемии, стала обычная отсрочка платежа. Однако, по словам банкира, эта отсрочка стоила компаниям достаточно серьезных денег, поскольку процент на непогашенную задолженность по кредиту начисляется вне зависимости от даты поступления платежа, в итоге этот кредит обходился гораздо дороже. «По программам Альфа-Банка мы не столько реструктурировали кредит, сколько меняли по нему график платежей. Мы обсуждали с клиентами варианты выхода из их персонального кризиса, будь это туристический, ресторанный или транспортный бизнес, и исходя из этого составляли график погашения кредита. Но все равно речь шла о погашении кредита, чтобы остаток уменьшался и проценты не стали неподъемной нагрузкой для компании на момент ее выхода из кризиса»,— рассказал Антон Кузнецов.

Бизнес сумел приспособиться

Стремительному восстановлению компаний среднего и малого предпринимательства в Краснодарском крае способствовали ограничения на поездки за границу и рост цен на отечественных курортах, считает старший преподаватель кафедры банковского дела университета «Синергия» Антон Рогачевский. По его словам, основные кредитные запросы субъектов МСП в регионе, как правило, идут под формулировкой «на восстановление бизнеса» или «на возобновление работы».

«Если отбросить различные составляющие в формулировках, то мы увидим, что у компаний есть потребность в пополнении оборотных средств на покупку сырья, материалов и прочих расходников. На текущий момент продуктовая сетка кредитов в банковском секторе не ограничена. Самыми популярными продуктами остаются программы с государственной поддержкой ввиду низкой ставки. Основными клиентами банков в период кризисных явлений стали гостиницы и частные магазины. Связано это было со слабым туристическим потоком, вызванным пандемией, однако сейчас четко видно восстановление данной отрасли»,— говорит собеседник.

Восстановление предприятий малого и среднего бизнеса после прохождения пика карантинных ограничений идет достаточно быстрыми темпами, считает аналитик ФГ «Финам» Алексей Коренев. По его словам, несмотря на то, что помощь со стороны государства по некоторым направлениям была ощутимой, в значительной степени МСП восстанавливаются из-за природной способности мелкого бизнеса быстро адаптироваться к любым проблемам, находить возможности для выживания или сжатия масштабов деятельности в наиболее трудные времена, умения быстро перестраивать бизнес-процессы под изменившиеся условия.

«Сейчас еще рано говорить о полном восстановлении до уровней "допандемийного времени". Тем более что значительная часть малых и микропредприятий просто не смогла пережить период жестких ограничений и закрылась. Тем не менее кто-то сумел сократить расходы, кто-то перепрофилировал часть бизнеса, кто-то изменил формат работы, чтобы адаптироваться к новым требованиям. Правда, многие предприниматели жалуются, что в какой-то мере помощь со стороны государства оказалась недостаточной и запоздалой, а некоторые из-за формальных административных барьеров и вовсе не смогли ее получить. Но в целом умение выживать в любых условиях в совокупности с определенной помощью со стороны госструктур позволили основной части малых предприятий пережить кризис и начать довольно быстро восстанавливаться»,— говорит аналитик.

«Сейчас еще рано говорить о полном восстановлении до уровней "допандемийного времени". Тем более что значительная часть малых и микропредприятий просто не смогла пережить период жестких ограничений и закрылась»

Помощью воспользовались не все

Евгений Миронюк из «Фридом Финанс» также считает, что малый и средний бизнес как в Краснодарском крае, так и по всей России приспособился к пандемии. На сегодня, по его словам, значимые для бизнеса меры социального дистанцирования уже отменены, однако возникают новые проблемы, которые можно назвать «проблемами роста». Так, по словам аналитика, льготное кредитование, безусловно, стало поддержкой малого и среднего бизнеса, но условия по кредитам были такими, что далеко не все могли ими воспользоваться. По статистике Центробанка, лишь 48,3% предпринимателей обратились за льготными антикризисными кредитами, а получили — всего 34,5%. Недовольство части предпринимателей условиями, по мнению господина Миронюка, может быть связано с тем, что заявку, возможно, приходилось подавать неоднократно, или с тем, что часть предпринимателей считает, что необходимо оказывать прямую поддержку или позволять брать кредиты по нулевой ставке.

«Многие организации "не проходят" по критериям банков без получения госгарантий. Препятствием для получения поручительства государства часто являются задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам. Распространенная причина непредоставления госгарантии — текущие просрочки по кредитам. Также часто стремятся получить госгарантию предприятия-банкроты, закон этого не допускает. Многие предприниматели полагают, что условия кредитования должны быть более мягкими»,— говорит Евгений Миронюк.

Алексей Коренев также отмечает, что в итоге не все смогли воспользоваться преференциями со стороны государства из-за множества административных несостыковок. Например, несоответствие кодов ОКВЭД и фактической деятельности предприятий, что встречается сплошь и рядом, не позволило многим в принципе рассчитывать на помощь.

«В целом Кубань не сильно в этом плане отличается от большинства регионов России. Правда, специфика, определяемая доминированием отдельных видов бизнеса, в Краснодарском крае присутствует. Здесь заметно лучше развито сельское хозяйство, туризм, сфера обслуживания, гостиничный бизнес и сегмент общепита. Соответственно, поправку стоит делать именно на то, что данные направления занимают значительную долю общего количества предприятий региона. По мере снятия карантинных ограничений, снижения уровня заболеваемости, а главное, возвращения доходов россиян от падения к росту будет повышаться и спрос на услуги и товары, характерные именно для Кубани. Это продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности, туризм, сфера обслуживания и так далее. Тогда же можно ждать и достаточно быстрого восстановления малых и средних предприятий региона. Если же в Краснодарском крае будут в дальнейшем реализовываться крупные инфраструктурные проекты, это только ускорит развитие всех сегментов регионального бизнеса»,— резюмировал Алексей Коренев.

В то же время Евгений Миронюк уверен, что более динамичному развитию бизнеса в России мешают трудности с поиском подходящих кандидатов на работу. Сейчас наблюдается увеличение конкуренции на рынке труда, а Минэконом спрогнозировал рост зарплат в 2021 году на 9,1%, однако почти половина всех мигрантов, проживавших в России до начала пандемии, уехала в 2020 году. «Это сильно сказывается на издержках и сроках реализации проектов в строительной отрасли, общественном питании, других сферах»,— говорит господин Миронюк.

Особенностью государственных программ реструктуризации кредитов для отраслей, подтвердивших снижение своей прибыли в результате пандемии, стала отсрочка платежа

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Властная рука помощи

По данным губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, которые он сообщил в конце августа уполномоченному при президенте России по правам предпринимателей Борису Титову, в 2020 году на поддержку бизнеса из регионального бюджета было направлено около 30 млрд руб., что составляет около 10% от всех доходов кубанской казны. «Мы приняли оперативные решения на уровне региона: расширили перечень пострадавших отраслей, выделили 1,5 млрд руб. на докапитализацию краевых фондов поддержки бизнеса, предоставили малому и среднему бизнесу налоговые льготы, отсрочки по арендным платежам, выдали 1,9 млрд руб. льготных займов. В итоге мерами поддержки воспользовалось каждое второе малое и среднее предприятие Кубани»,— заявил глава региона.

По словам губернатора, в регионе также удалось избежать массового закрытия предприятий, сохранить рабочие места, а количество занятых в МСП выросло на 11 тыс. человек. По состоянию на конец августа 2021 года, по данным краевой администрации, в сфере малого и среднего бизнеса в крае работало почти 887 тыс. человек. По информации Краснодарстата, в 2020 году наибольшее число работников были заняты в оптовой и розничной торговле, а также в сфере ремонта автотранспортных средств (21,4%), в обрабатывающих производствах (10,2%) и строительстве (8,9%).

Ключевым источником финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны региональной власти является Фонд микрофинансирования Краснодарского края. Он предоставляет микрозаймы субъектам МСП, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в сумме до 5 млн руб. сроком до 36 месяцев. Как сообщили в организации, в настоящее время Фонд предоставляет микрозаймы по 20 программам, процентная ставка по которым варьируется от 0,1% до 4,25% годовых.

Банки приумножили объемы

В настоящее время банки практически полностью сняли свои ограничения на кредитование субъектов МСП, которые проявлялись вследствие пандемии коронавируса и введенного в регионе локдауна. По словам заместителя председателя правления банка Уралсиб Станислава Тывеса, в марте-апреле 2020 года кредитные организации очень аккуратно смотрели на свою кредитную политику, в первую очередь в отношении малого бизнеса.

«Мы ожидали, какой эффект будет от государственных программ реструктуризации кредитов и от нашей собственной программы реструктуризации. Дело в том, что до пандемии порядка 20% банковских клиентов в течение года после реструктуризации кредитов уходит в дефолт. Но в 2020 году ситуация поменялась: таких клиентов стало гораздо меньше — на уровне 10%. Низкий уровень дефолта, на наш взгляд, связан с неопределенностью на рынке, в результате чего многие шли на реструктуризацию, предпочитая оставить пока деньги у себя как подушку безопасности, переждать определенный период времени. А когда они поняли, что все не так плохо, как могло быть, бизнес начал досрочно гасить кредиты. Так, к примеру, в Уралсибе из всего реструктурированного портфеля на 2 млрд руб. полностью погашено уже порядка 25%. То есть речь идет не только об отсутствии дефолта, а даже о досрочном закрытии кредитов»,— говорит банкир.

По словам господина Тывеса, банки, увидев, что клиенты хорошо платят и самые плохие ожидания не оправдались, вернулись к конкуренции за клиента и серьезно ослабили кредитную политику с точки зрения требований к клиенту.

По статистике Центробанка, лишь 48,3% предпринимателей обратились за льготными антикризисными кредитами, а получили — всего 34,5%

Банк «Центр-инвест», в котором обслуживаются более 28 тыс. предпринимателей, с начала 2021 года в Краснодарском крае профинансировал 1,6 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса на общую сумму более 9,2 млрд руб. Кредитный портфель банка в сегменте МСБ вырос на 3,2 млрд руб. и составляет 31,7 млрд руб. Как отмечает кандидат экономических наук, директор филиала №8 ПАО КБ «Центр-инвест» в Краснодаре Диана Липинская, сегодня многие банки предлагают выгодные условия кредитования, низкие ставки, длинные сроки, гибкие условия по обеспечению кредитов. Фактически, по словам собеседницы, банки выстраиваются в очередь, чтобы предоставить кредит предпринимателю, поэтому основным конкурентным преимуществом на финансовом рынке становятся не дешевые кредиты и скорость их предоставления, а компетенции, знания и финансовая грамотность предпринимателя в части компетентного и взвешенного подхода к финансам.

По словам Антона Кузнецова, за прошедший период текущего года прирост портфеля малого бизнеса в региональном Альфа-Банке составил почти 2 млрд руб. (на 70% больше, чем за аналогичный период прошлого года). По среднему бизнесу прирост составил 4 млрд руб., что на 70% больше, чем за аналогичный период прошлого года, рассказал господин Кузнецов. Это, по его мнению, связано с тем, что в прошлом году объем кредитования был ниже среднерыночного, но рынки растут, а банки растут быстрее рынка.

Как отмечает Диана Липинская, в настоящее время в процессе работы субъекты малого и среднего бизнеса сталкиваются с различными экономическими факторами, которые усложняют ведение хозяйственной деятельности. Наиболее значимые проблемы, по ее словам, негативно воздействующие на развитие предпринимательства,— это высокая налоговая нагрузка, неопределенность экономической ситуации, снижающийся спрос на рынке внутри страны, высокие ставки по кредитам. К основным проблемам, тормозящим развитие МСП, по мнению банкира, относится также и недостаток финансовых ресурсов.

«Важно не только сохранять существующие меры поддержки малого и среднего бизнеса, но и создавать новые эффективные механизмы, содействующие росту предпринимательства на юге России. Только осуществляя постоянный контроль и реализуя качественную государственную поддержку, возможно достичь эффективного развития малого и среднего бизнеса, что в результате улучшит экономическое положение как внутри региона, так и в целом по стране»,— говорит госпожа Липинская.

Дмитрий Михеенко

Вся лента