Аптекам насчитали ненастойку
Спиртовые растворы стали хуже продаваться
В России резко сократился спрос на спиртосодержащие настойки. По итогам первых восьми месяцев продажи таких препаратов снизились на 15,6%, до 106,4 млн упаковок. В деньгах рынок упал только на 3%, до 6,9 млрд руб., за счет роста средних цен на 14% год к году. Популярность настойки боярышника, в частности, уменьшилась почти вдвое. Аналитики и участники рынка отмечают, что фармацевты стали тщательнее следить за отпуском спиртосодержащих средств, в их терапевтическом использовании появились более удобные формы, а увеличение стоимости свело на нет преимущества по сравнению с дешевой водкой.
В DSM Group подсчитали, что в январе—августе продажи спиртосодержащих настоек в аптечных сетях сократились на 15,6% год к году, до 106,4 млн упаковок. В частности, продажи настойки боярышника в деньгах сократился на 41%, до 179 млн руб., в упаковках — на 44%, до 9 млн штук, пустырника — на 41,7%, до 14,87 млн упаковок, валерианы — на 40%, до 12,11 млн упаковок. В денежном выражении продажи всех настоек сократились на 3%, до 6,9 млрд руб. Для сравнения: за весь 2020 год в аптечных сетях было продано 184 млн упаковок настоек, что на 3,7% меньше, чем годом ранее. В деньгах за тот период продажи росли на 12,9%, до 10,9 млрд руб.
Резкое снижение спроса на настойки подтверждают и в аптечных сетях. В «36,6» продажи таких препаратов в январе—августе этого года в упаковках снизились на 37% год к году, говорит гендиректор сети Александр Кузин.
Заместитель гендиректора «Советских аптек» Михаил Терехин поясняет, что сокращение продаж настоек и спиртовых растворов в натуральном выражении связано с ужесточением требований к отпуску препаратов, в которых доля этанола превышает 15%.
«Конечно, их не вносили в перечни строгого учета, но крупные аптечные сети стали тщательнее следить за их отпуском, опасаясь санкций со стороны проверяющих органов»,— указывает он. Как отмечает господин Терехин, прибыль от продажи таких лекарств для аптек невысока.
Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк отмечает, что востребованность настоек и спиртовых растворов в современной медицине снижается, а потребителями этих средств сегодня выступают в основном пожилые люди. По его словам, на смену настойкам приходят более удобные формы лекарств на растительной основе в таблетках. Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз отмечает, что лекарственные настойки с содержанием спирта уже сравнялись по стоимости с самой дешевой водкой, потому не представляют интереса как альтернатива алкоголя.
По данным DSM Group, в среднем спиртосодержащие настойки по итогам августа за год подорожали на 14%, до 64,8 руб. за упаковку.
Директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов связывает рост цен на спиртосодержащие препараты прежде всего с ужесточением требований к производству. С конца 2020 года для этих целей нельзя использовать пищевой спирт, а фармацевтическая субстанция этанола стоит гораздо дороже, поскольку ее производители должны получать соответствующую лицензию и вести учет в единой госсистеме, поясняет он.
Согласно госреестру лекарственных средств, сегодня регистрационные удостоверения на субстанцию этанола есть у 21 предприятия: в их числе компания РФК, 26% которой в июне 2021 года приобрел «Ростех». К концу этого года РФК также планировала запустить совместное производство фармацевтического спирта с «Фармстандартом» Виктора Харитонина. В «Ростехе» запрос “Ъ” адресовали в РФК, где сообщили, что полностью обеспечивают потребность рынка в субстанции, а ее стоимость не менялась. Совместный проект с «Фармстандартом» находится на этапе наладки, добавили там. Другой источник “Ъ” на рынке говорит, что цены на настойки поднимают сами производители. В крупнейших из них — «Гиппократе», Тульской фармфабрике и Кировской фармфабрике — комментарии не предоставили.
Несмотря на невысокую рентабельность категории и снижение спроса, аптеки не будут выводить настойки из ассортимента, чтобы не терять трафик и не допустить снижения продаж других препаратов, указывает Александр Кузин. Как ранее отмечали собеседники “Ъ”, уже сильная конкуренция в аптечном ритейле будет только усиливаться за счет давления со стороны онлайн-площадок.