Проверка слуха

Современные мифы: правда или фейк?

Приказывал ли Григорий Столыпин строить бутафорские поселения, чтобы показать их Екатерине II? Что говорили декабристы о Конституции солдатам? И отзывался ли Марк Твен о выборах фразой «если бы от выборов хоть что-то зависело, нам бы не позволили в них участвовать»? Об этом — в специальном проекте “Ъ FM” и «Проверено.Медиа».

Фото: “Ъ FM”

Нарицательное имя

Фото: Государственный Эрмитаж

Действительно ли декабристы говорили солдатам, что Конституция — это имя жены цесаревича Константина Павловича?

Существует легенда, что декабристы на Сенатской площади заставляли солдат кричать: «Да здравствует Константин, да здравствует Конституция!», утверждая, что Конституцией зовут супругу престолонаследника. Было ли это в действительности?

Формальным поводом для Петербургского восстания в декабре 1825 года стала юридическая коллизия, когда после смерти бездетного императора Александра трон должен был занять его следующий по старшинству брат Константин. Но за три года до этого он тайно отказался от претензий на корону, и император утвердил в качестве престолонаследника третьего брата — Николая. Он, тем не менее, после смерти Александра I изначально принес присягу Константину. Но спустя примерно месяц, убедившись в нежелании старшего брата править, Николай объявил императором себя. А на следующий день, 14 декабря, группа офицеров, целью которых была отмена самодержавия и крепостного права, вывела на Дворцовую площадь несколько тысяч солдат.

Согласно воспоминаниям очевидцев восстания, лозунги с упоминанием несостоявшегося императора и Конституции действительно звучали. Актер Петр Коротыгин, бывший свидетелем событий на Дворцовой, писал, что простые солдаты совершенно не понимали целей командиров. А те, заставляя их кричать «Да здравствует Конституция!», уверяли, что речь о супруге Константина Павловича. Другой же участник событий, декабрист Андрей Розен, вспоминал, что когда в толпе кто-то воскликнул «Лучше вместо Константина Конституцию!», нескольких человек спросили: «Кто это — Конституция?». Им ответили: «Это супруга Константина». Однако этот эпизод, тем не менее, называется многими историками «апокрифическим», да и описание деталей отличается у разных авторов.

Вердикт — это не точно.


Голоса подсчет любят

Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»

Правда ли, что Иосиф Сталин — автор фразы «неважно, как проголосовали, важно, как подсчитали»?

Обычно приводится две основные версии того, при каких обстоятельствах Сталин мог произнести подобную фразу. Согласно первой, Иосиф Виссарионович высказался так в 1934 году на XVII съезде большевиков «по поводу процедуры выборов генерального секретаря, на которых он и победил». Однако на этом на съезде выборы генсека вообще не проводились. Другая датировка основана на мемуарах Бориса Бажанова, бывшего помощника Сталина, а впоследствии перебежчика. В 1930 году в Париже он опубликовал книгу, где привел слова, якобы сказанные Сталиным в первой половине 20-х: «Я считаю, что совершенно неважно, кто и как будет в партии голосовать, но вот что чрезвычайно важно, это кто и как будет считать голоса». Это, по сути, единственный прижизненный источник, упоминающий подобную фразу в исполнении вождя.

Зато в зарубежных источниках подобное выражение встречается еще в XIX веке. Например, газетная карикатура 1871 года изображала американского политика Уильяма Твида, произносящим фразу «пока я считаю голоса, что вы собираетесь с этим делать?» Спустя несколько лет калифорнийская газета The Daily Examiner приписала похожую фразу министру внутренних дел США Закарии Чендлеру. Подобные цитаты в американской прессе появлялись регулярно. Таким образом, эта фраза уже более века назад стала крылатой. И только в 1989 года в английской газете The Observer ее впервые приписали Сталину, и то с оговоркой «как считается».

Вердикт — неверная атрибуция цитаты.


Выборная дилемма

Фото: AP

Говорил ли Марк Твен: «Если бы от выборов хоть что-то зависело, нам бы не позволили в них участвовать»?

Утверждение о том, что голосование на выборах ничего не решает, постоянно встречается в рунете, а несколько лет назад стало довольно популярным и на Западе. Тогда на него обратили внимание зарубежные фактчекеры, которые проверили подлинность цитаты. Специалисты из FactCheck.org связались с куратором коллекции записей и документов Марка Твена Робертом Хёрстом из Калифорнийского университета.

Он категорически опроверг связь фразы о бессмысленности выборов с именем писателя, отметив, что «половина цитат, приписываемых Твену, — это не Твен». Более того, это утверждение прямо противоречит взглядам самого литератора, который написал о политической системе США следующее: «У нас есть огромное преимущество, которого нет в других странах. Когда что-то становится для людей абсолютно невыносимым, люди могут подняться и сбросить это. Это лучший актив, который у нас есть, — урна для голосования».

Надо отметить, что спорную цитату приписывали не только Твену. Это выражение иногда связывают и с активистом Филипом Берриганом, и с писательницей Эммой Голдман, однако и здесь нет доказательств, что высказывание принадлежит именно им.

Вердикт — неверная атрибуция цитаты.


Деревенская бутафория

Фото: Львовская национальная художественная галерея

Действительно ли в России существовали «потемкинские деревни», ставшие впоследствии синонимом показухи?

По легенде, в 1789 году во время поездки Екатерины II на юг Российской Империи князь Григорий Потемкин приказал выстроить бутафорские поселения, которые якобы должны были продемонстрировать государыне благополучие вверенных его попечительству земель. Путешествие продолжалось полгода, императрица посетила более трех десятков городов вплоть до Крыма, недавно отвоеванного у турок.

Несколько европейских авторов впоследствии написали, что якобы по пути следования двора ставили декорации, куда собирали окрестных крестьян. И по мере продвижения Екатерины людей перегоняли из одной фальшивой деревни в другую. Правда, никто из авторов этих историй в свите императрицы не присутствовал. Современные ученые со скепсисом смотрят на эту легенду. Так, специалист по истории России Саймон Себаг-Монтефиоре пишет: «Уже в 1770-е ходили слухи, что деятельность Потемкина на юге — чистая фикция. Когда стало очевидно, что это не так, его недруги стали шептать, что императрицу ввели в жестокое заблуждение».

Ни в приказах Потемкина, ни в воспоминаниях непосредственных очевидцев не находится ничего, что подтверждало бы историю о картонных декорациях. Письменные распоряжения князя о реконструкции ветхих домов — вот самое близкое к идее «потемкинской фикции». А непосредственные свидетели южного вояжа, уже будучи в курсе слухов о тотальном «украшательстве», искренне смеялись, не обнаружив фальшивых городов и деревень.

Конечно, нельзя утверждать, что князь не приукрашивал перед императрицей действительность, но это была, говоря современным языком, «косметика». Правда, одна «потемкинская деревня» все-таки точно была построена: в Севастополе для Екатерины устроили баталию, во время которой артиллеристы эффектно сожгли специально возведенный для этого деревянный городок.

Вердикт — большей частью ложь.


Перемен требуют наши слова

Фото: РИА Новости

Говорил ли Петр Столыпин, что «в России за 10 лет меняется все, а за 200 лет — ничего»?

Это выражение в разных вариантах — и 5 лет, и 20 лет — регулярно упоминается в различных статьях и комментариях. Сразу отметим: следов подобной фразы нет ни в одном серьезном источнике, связанном с председателем Совета министров, в том числе на сайте фонда изучения наследия П.А. Столыпина. И, судя по всему, еще относительно недавно цитата считалась чуть ли не народной. Этим можно объяснить, почему так легко в ней меняется порядок слов, 10 лет превращаются в 5 или 20, а 200 — в 100 или 300.

Зато удалось найти первое задокументированное упоминание этой фразы и даже получить подтверждение из первоисточника. Автором выражения оказался врач и писатель Максим Осипов. В автобиографическом рассказе «В родном краю», который был опубликован в 2007 году, он вспоминает свои слова, сказанные в разговоре с пациентом: «За 5 лет в России меняется многое, за 200 — ничего. Врачи и больные по-прежнему отлично подходят друг другу». Осипов вспомнил, что записал эту фразу в свой дневник еще в 2003 году, и довольно сложно представить, что за четыре года до публикации рассказа стали известны какие-то новые подробности из выступлений или текстов Столыпина. Почему именно ему приписали эту цитату — вопрос открытый. Возможно, в народном сознании она наложилась на действительно принадлежащие Столыпину слова: «Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».

Вердикт — неверная атрибуция цитаты.

Вся лента