Самим надо поразрез
Российские угольщики не могут резко нарастить поставки на Запад
Несмотря на высокий спрос на уголь в Европе, российские компании не могут оперативно увеличить поставки. Этому мешают инфраструктурные ограничения, наличие действующих контрактов, неспособность быстрого роста добычи из-за нехватки мощностей подрядчиков, а также желание угольщиков больше поставить в Азию, где цена выше. Однако, по мнению экспертов, спросом в Европе смогут воспользоваться небольшие предприятия, которым трудно вывозить груз через Дальний Восток.
Российские угольные компании не сумеют оперативно нарастить поставки в Европу, чтобы воспользоваться хорошей конъюнктурой полагают собеседники “Ъ” в отрасли. Спрос на уголь растет на фоне почти ежедневно бьющих исторические рекорды цен на газ. Bloomberg сообщил, что европейские энергетики просят российских угольщиков увеличить поставки угля, но Минэнерго РФ заявило, что не получало официальных обращений от властей ЕС.
В 2020 году, по данным Eurostat, Россия сократила отгрузки угля в ЕС на 10,2 млн тонн, до 37,8 млн, тем не менее оставшись крупнейшим поставщиком и далеко опередив США (6,6 млн тонн) и Колумбию (5,7 млн тонн). Всего в страны ЕС было импортировано 53,6 млн тонн угля.
В этом году экспорт в Европу, по данным Минэнерго, в первом полугодии вырос на 2,4%, до 22,5 млн тонн. Но угольщики сталкиваются с логистическими проблемами.
Источник, близкий к СУЭК, сообщил, что основной маршрут компании проходит через порт Мурманска: «Мы готовы грузить больше, но столкнулись с проблемой инфраструктурных ограничений, в частности неприема груза со стороны Октябрьской железной дороги и, как следствие, снижения согласования планов железнодорожных перевозок по сравнению с прошлыми годами в этот период. Порт работает на две трети возможностей».
В ОАО РЖД “Ъ” говорят, что в сентябре увеличили объем перевозок грузов в направлении портов северо-запада на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «В некоторых случаях возможны определенные колебания в объемах согласования заявок на перевозки, что вызвано проведением ремонтно-путевых работ»,— добавили в монополии.
У большинства угольщиков просто нет возможности перераспределить объемы с уже заключенных контрактов с крупными российскими энергетиками и госсектором, поскольку РФ входит в отопительный сезон, отмечает другой источник “Ъ” на рынке.
Что касается возможности увеличить добычу, то возникла острая конкуренция за мощности подрядчиков, которые ограниченны.
Гендиректор группы компаний «Каракан Инвест» (разрабатывает два разреза в Кузбассе) Дмитрий Богданов заявил “Ъ”, что компания может нарастить добычу, но не сиюминутно. «Инвестиционный цикл в горнодобывающей промышленности от момента принятия решения до начала добычи может занимать от одного до двух лет. Это связано с длинным сроком проектирования и получения разрешительной документации на добычу дополнительных объемов, а также изготовления и поставки горнодобывающей техники»,— сообщил он.
Основным направлением экспорта российского угля по железной дороге является Польша. По данным ЦДУ ТЭК, по итогам семи месяцев поставки в эту страну увеличились на 29,3%, до 3,7 млн тонн угля. Поставки наращивает СУЭК, при этом «Кузбассразрезуголь» и КТК их сократили — на 71,2% и 27,9%, до 48 тыс. и 416 тыс. тонн соответственно. У КТК выросли поставки в АТР и на внутренний рынок, объяснил “Ъ” источник, близкий к компании. В остальные страны Европы поставки идут морем. В ОАО РЖД отметили, что с начала сентября экспортные перевозки угля в порты северо-запада выросли на 2,3%, в порты юга — на 47,3%. «Основной объем нашего угля идет через погранпереходы. Часть угля грузим через порт Усть-Луга и с недавних пор стали грузиться через финский порт Пори»,— говорит Дмитрий Богданов.
Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин говорит, что всплеск цен на газ и уголь — явление временное. Поэтому, по его мнению, для крупных российских угольных компаний заключение долгосрочных контрактов с поставкой в Европу, которая регулярно пересматривает параметры своего энергетического развития,— сомнительная стратегия. «Тем не менее для мелких игроков рынка переориентация поставок — это хороший способ решить проблему с доступом к портам Дальнего Востока. В этой связи 5–10 млн тонн до конца года вполне могли бы быть поставлены мелкими игроками»,— считает эксперт.