Управленцы попали под «Курганец»
Бывшее руководство «Тракторных заводов» арестовано по подозрению в растрате
По ходатайству следственного управления ФСБ РФ были арестованы основатель и экс-руководитель крупного машиностроительного концерна «Тракторные заводы» (КТЗ) Михаил Болотин и двое его бывших подчиненных. По версии следствия, шесть лет назад бизнесмен пообещал Минобороны выпустить опытные образцы универсальной гусеничной платформы «Курганец», но госконтракт до конца не выполнил, а значительную часть выделенных средств, около 100 млн руб., похитил. В концерне говорят, что подозреваемый давно не работает у них, а уголовное дело против него было инициировано новым руководством КТЗ.
Как сообщили в Лефортовском райсуде Москвы, следственное управление ФСБ РФ ходатайствовало об аресте трех бывших руководителей КТЗ, подозреваемых в «присвоении или растрате в особо крупном размере» (ч. 4 ст. 160 УК РФ). В их числе — основатель и гендиректор концерна Михаил Болотин, его заместитель по корпоративным финансам и экономике Михаил Школьник и руководитель казначейства КТЗ Ирина Восторгина. Все три ходатайства были к вечеру удовлетворены — фигурантов уголовного дела отправили в СИЗО «Лефортово» на 1 месяц и 11 суток. Повторно рассмотреть вопрос о мере пресечения для них суду нужно будет в срок до 9 ноября.
Согласно одной из версий, коммерсантам инкриминируется хищение средств Минобороны, совершенное еще в 2014–2015 годах.
КТЗ тогда получил от военного ведомства 5,2 млрд руб. в качестве аванса за проектирование и производство опытной партии легкой бронетехники под маркой «Курганец». Изготовить новые машины должны были на входившем в то время в КТЗ машиностроительном заводе в Кургане (КМЗ), а оснастить их броней и динамической защитой — в московском АО «НИИ стали», также подконтрольном в то время холдингу.
Чем известен Михаил Болотин
30 сентября основатель и бывший руководитель концерна «Тракторные заводы» Михаил Болотин был задержан в Москве по делу о крупной растрате. Подробности его биографии — в материале «Ъ».
Болотин Михаил Григорьевич родился 23 мая 1961 года в Москве. В 1984 году окончил Московский химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева (МХТИ) по специальности «химическая технология редких и рассеянных элементов».
С 1985 по 1990 год был младшим научным сотрудником на кафедре редких элементов МХТИ. В 1986 году участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В 1989 году основал при свердловском ВЛКСМ центр научно-технического творчества молодежи «Мост». Он превратился в ЗАО «Мост» в 1991 году. Был генеральным директором ЗАО «Мост» в 1990-1996 годах.
С 1996 года работал президентом НП «Концерн "Тракторные заводы"». С 2006 года был президентом, а с 2007 по 2018 год — также гендиректором ООО «Компания корпоративного управления "Концерн «Тракторные заводы»"» (КТЗ) (. Также владел 80% акций нидерландской Machinery & Industrial Group (контролировала КТЗ), но в 2010 году компания была отдана ВЭБу за предоставление кредита на 15 млрд руб.
В 2008-2019 годах возглавлял комитет при бюро ЦС Союза машиностроителей России по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному, дорожно-строительному и транспортному машиностроению. В 2020 основал компанию «Болотин и партнёры. Индустриальный консалтинг».
Почетный машиностроитель РФ. В 2010 году вошел в общественный совет при Минпромторге РФ. В 2011-м стал «Предпринимателем года» по версии британской консалтинговой компании Ernst & Young. В 2008 году занимал 84-е место в списке богатейших бизнесменов России журнала Forbes с состоянием $1,3 млрд. Позже в рейтинг не попадал.
Кандидат химических наук. Соавтор издания «Трактор: прошлое, настоящее, будущее».
Получив от управляющей концерном компании предоплату за еще не созданные бронетранспортеры, руководство завода, по версии следствия, направило 146 млн руб. поставщикам брони, но из НИИ большая часть этих денег сразу же ушла на выдачу займа ООО «Новые инвестиции». После совершения еще нескольких сомнительных трансакций с авансом за броню 90 млн руб., как считает следствие, оказались на счету небольшой частной фирмы, аффилированной с подозреваемыми, были ими обналичены, присвоены и использованы по собственному усмотрению.
Госконтракт на производство легкой бронетехники в дальнейшем был фактически сорван. Причина провала выяснилась осенью 2017 года (в это время планировался запуск «Курганцев» в серию): КТЗ, как оказалось, погряз в долгах и в последние годы едва держался на плаву.
Одному только ВЭБу концерн задолжал около 80 млрд руб., а общий долг холдинга составил порядка 100 млрд руб.
По требованию кредитора было введено наблюдение за хозяйственной деятельностью КТЗ, концерн начал процедуру банкротства, однако «производственный потенциал ключевых машиностроительных предприятий отрасли» все же удалось сохранить после того, как холдинг решением правительства РФ был передан в операционное управление «Ростеху».
Госкорпорация сразу же отстранила прежнее руководство КТЗ, включая гендиректора Болотина, и организовала масштабные аудиторские проверки его деятельности. К решению финансовых проблем концерна были привлечены частные инвесторы, однако окончательно урегулировать их сразу не удалось. Осенью 2018 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск ВЭБа о взыскании с концерна 29,94 млрд руб., а Мещанский районный суд признал обоснованным требование того же истца о возврате задолженности по кредитам в размере 31,9 млрд руб. с бывших совладельцев КТЗ Михаила Болотина и Альберта Бакова.
КТЗ был создан в 2006 году авторитетнейшим в России специалистом в области машиностроения, гендиректором Курганского машзавода Михаилом Болотиным. Опытный хозяйственник, кандидат наук и участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС объединил 18 машиностроительных предприятий оборонного и гражданского назначения в разных регионах России и возглавил крупнейший в стране холдинг с офисами в Москве и Чебоксарах. После вынужденных реорганизаций в 2018 году в КТЗ осталось всего семь заводов, выпускающих в основном тракторы, комбайны, автодорожную и железнодорожную технику. Сам гендиректор и основатель КТЗ Болотин и назначенные им руководители рангом ниже были отстранены от руководства концерном, да еще и стали фигурантами уголовного дела о мошенничестве.
«Ни один из подозреваемых сегодня не имеет отношения к КТЗ»,— заявили «Ъ» в холдинге, отметив при этом, что именно результаты аудиторской проверки, назначенной новым руководством, легли в основу возбужденного уголовного дела о хищениях.