Бренды встали на границе
Почему задерживаются поставки одежды из Китая
Российские fashion-бренды столкнулись с задержками поставок — на этом фоне цены на осеннюю и зимнюю коллекции могут вырасти. Как рассказали “Ъ FM” игроки рынка, проблемы возникают с партиями, которые привозят из Китая, из-за жестких антикоронавирусных мер. В итоге ритейлеры ждут свои коллекции месяцами и жалуются на пустые полки в магазинах. В чем именно проблема? И как ситуация скажется на потребителях? Расскажет Яна Лубнина.
С августа на китайско-российской границе постоянная очередь из фур. А последний месяц, как сообщили «Известия», число грузовиков возле погранпостов превышает тысячу. Дело в том, что из-за пандемии Поднебесная ввела квоты на пропуск машин — не более 130 штук в сутки. Причем, по данным журналистов, российская таможня успевает выдать разрешение на въезд только половине из них.
В итоге с длительными задержками поставок товара столкнулась fashion-индустрия. Наличие проблемы с осенне-зимней коллекцией “Ъ FM” подтвердили, например, в Melon Fashion Group, объединяющей бренды Zarina, Befree, Love Republic и Sela. А генеральный директор Finn Flare Ксения Рясова рассказала, что трудности возникают, даже если перевозить товар не на машинах: «Доставка поездами сейчас сдвинулась до двух месяцев. У нас один контейнер пролежал 1,5 месяца на станции в Китае. У них очень сильно выросла цена. Если в 2019 году стоимость перевозки одного контейнера была $3 тыс., то сейчас она порядка $13-14 тыс. Идет борьба за место на поезде. Доставка через Европу вообще стала абсурдная, может доходить до трех месяцев. Пришла наконец вся осень, начинаем получать зиму, но она пришла в этом году где-то на месяц позже, чем обычно».
Собеседники “Ъ FM” отмечают, что на китайские поставки приходится почти половина всего импорта в сфере российского ритейла одежды. В итоге недопоставки товаров на осень, зиму и даже весну составляют примерно 10-15% от общего объема рынка. Проблемы с логистикой возникают регулярно последние полтора года, отмечает пиар-директор «Снежной Королевы» Ольга Демидова. По ее словам, из-за этого крупным сетям пришлось изменить весь процесс разработки коллекций: «Мы стараемся раньше запускать весь производственный цикл от разработки коллекции до непосредственного запуска в производство, что, конечно, сейчас тоже непросто ввиду отсутствия возможности командировок сотрудников. Также мы заранее планируем, букируем транспорт. Благодаря этому чуть-чуть сглаживаем всю эту историю.
Также стараемся задействовать разные виды транспортировки, чтобы снизить риски задержки, дробить грузы на части».
Правда, как отмечают игроки индустрии, так оптимизировать процесс получается только у крупных брендов. А игроки с меньшей долей на рынке получают менее выгодные контракты, а сейчас сталкиваются с пустыми полками в магазинах, ведь заменить недоехавшие модели просто нечем.
А основателю магазина 21 Shop и бренда «Запорожец Heritage» Михаил Лабахуа Михаилу Лабахуа пришлось переплатить за дорогостоящую авиаперевозку, но товар все равно не доезжает вовремя: «Все плохо. То, что мы должны были на полках представить в середине или к концу августа, до сих пор в пути. Сейчас у нас тоже поезд задерживается. Нашли себе самолет, но найти место, куда засунуть груз, не так просто. Периодически на карантин закрываются какие-то провинции, где, например, заболело два человека, а в итоге перекрывают все дороги. Мы пишем в соцсетях, рассказываем, что у нас задержки, что мы просим тех, кто ждет эти вещи, подождать, нас поддержать».
При этом продавцы лишатся части прибыли не только из-за задержек сезонных вещей. После прибытия поставок ритейлерам, скорее всего, придется уценять товар, предполагает гендиректор Fashion Consulting Group (FCG) Анна Лебсак-Клейманс: «Придет позже, будет продаваться уже в сезон скидки. Что может сделать ритейлер? Он может либо пустить ее в продажу, либо сохранить к следующему демисезону, весеннему. Это зависит от длительности задержки, насколько у него вымыты товарные позиции в продажах. Ритейлеры могут не так быстро и интенсивно вводить скидки. Во-вторых, это все равно будет означать, что будут покупать что-то другое».
Впрочем, долгое время покрывать издержки за счет своей маржинальности fashion-бренды не будут. Как говорят игроки рынка, если проблемы на границе продолжатся, а логистика будет только дорожать, повышение цены для потребителей просто неизбежно. И, возможно, покупать зимние пуховики и свитера россияне будут не только позже обычного, но и с наценкой примерно в 5%.