Мечты о сцене заняли россиян
Насколько сложно в России построить карьеру музыканта
Каждый восьмой гражданин страны хочет, чтобы его работа была связана с музыкой. Это показал опрос сервисов «Работа.ру» и «СберЗвук». Петь и выступать при этом мечтают больше 80% тех, кто стремится работать в музыкальной индустрии. “Ъ FM” спросил у участников рынка, сколько нужно потратить, чтобы в короткие сроки стать музыкантом со своими альбомами, поклонниками и концертами. С подробностями — Владислав Викторов.
Сколотить группу, прославиться и собирать стадионы — мечты, которые многие оставляют в юности, судя по опросам, остаются актуальными для многих россиян. Зарабатывать музыкой стремятся и те, кто давно занят совершенно другим делом. Смена профессии в этом случае требует серьезной финансовой базы и терпения, отмечает композитор, музыкальный продюсер Станислав Тюрин:
«Если ты запишешь что-то стоящее, это обязательно заметят, но только в том случае, если развиваешь свои соцсети. Нужно вкладывать в них, в промо. А если ты хочешь перепеть чью-то песню, добавив туда свое, нужно получить права. Это может обойтись в сумму от 50 тыс. руб. А хитовая мелодия будет стоить в среднем около $3 тыс.».
У музыкантов с более скромными запросами ценник меньше. Люди, как правило, пишут треки сами, а разместить их на стримингах через компанию-посредника стоит около €10 за песню. Но запись альбома все равно требует профессиональной студии, а это минимум 50-60 тыс. руб., рассказывает Павел, научный работник и преподаватель, который решил заняться творчеством во время пандемии и уже пользуется умеренной популярностью на стримингах: «Я записывался на домашней студии, но ценник примерно представляю. Записать трек стоит минимум 7-12 тыс. руб. Если альбом, то эту цифру умножаете примерно на количество песен. Есть еще вариант мини-альбома, он будет стоить дешевле».
Раскручивать творчество продюсеры советуют через соцсети. Когда есть аудитория, на концертах или частных мероприятиях автоматически можно зарабатывать больше, объясняет руководитель музыкальной студии Федор Цехмистренко:
«Тут задействованы сммщики, маркетинг. Понятно, что прийти и сказать "я такой красивый и буду вам красиво петь" не получится — нужно как минимум собрать портфолио.
Многие уходят в кавер-группы на свадьбы, вечеринки, корпоративы. Стоимость выступления там варьируется от 20 тыс. руб. до 100-150 тыс. руб. за вечер. Музыканты в Москве, которые хотят заработать, начинают с улиц. Это для них готовая аудитория и бесплатная. Есть такая практика, когда группой приходишь и хочешь получить за это гонорар, а не просто бесплатно выступить, тебе говорят: "окей, вот 300 билетов, ты их продаешь, отдаешь процент клубу, а остальное тебе"».
Какие музыкальные стриминги слушают россияне
Но есть ли смысл делать ставку на музыкальную карьеру сейчас, во время очередной волны коронавируса? Сами артисты в этом сильно сомневаются, и причины очевидны. Так, на днях из-за антиковидных ограничений власти Новосибирска отменили выступление рэпера Фейса. Зарабатывать на частных вечеринках с приходом пандемии тоже стало сложнее, отмечает солист рок-группы «МОДЫ» Филипп Кружков:
«Концерты то есть, то нет. То у тебя полный зал, то 50%, то 25%. Количество частных мероприятий тоже сократилось, и не в два раза, а больше. Люди сидят, максимум, чем они занимаются — сочиняют песни и записывают их. Можно зарабатывать на стримах, то есть на скачиваниях и прослушиваниях.
Для того чтобы капала какая-то копеечка, нужно записать трек, тебя должны полюбить, а твои композиции — скачивать, иначе ничего не получится».
При этом из тех, кто хочет связать профессиональную деятельность с музыкой, далеко не все видят себя исполнителями. 6% опрошенных сервисами «Работа.ру» и «СберЗвук» готовы сочинять песни, 4% писать музыку, еще 8% указали другие специальности, связанные с музыкальной индустрией, рассказывает заместитель генерального директора «Работа.ру» Александр Ветерков:
«8% опрошенных указывали другие профессии, например, саунд-дизайнера и диджея. Вообще, в этой сфере есть вакансии с высоким уровнем дохода, которые не обязательно связаны с карьерой исполнителя. Позиция саунд-дизайнера находится за кадром, но она остается внутри индустрии музыки, средняя зарплата такого специалиста в России сейчас составляет около 145 тыс. руб».
Другой вопрос в том, насколько музыкальной индустрии нужны звукорежиссеры и саунд-продюсеры. Как отмечают собеседники “Ъ FM”, эти позиции в основном уже заняты теми, кто сначала хотел стать звездой, но в итоге решил работать «за сценой». Вместе с тем, по их словам, музыкантам часто не хватает грамотных пиарщиков.