Система малых тел
Педиатрия
К приоритетным направлениям государственной политики в сфере защиты детства относятся развитие оказания медицинской помощи детям, улучшение репродуктивного здоровья подростков, снижение младенческой смертности. Эксперты отмечают, что в Северной столице многое на этом пути уже сделано, но ряд проблем по-прежнему сохраняется. Одна из главных — преемственность медицинских учреждений на разных этапах лечения.
В Петербурге действует Программа развития детского здравоохранения, реализация которой запланирована на период с 2019 по 2024 год. «Она направлена на достижение основной цели национального проекта "Здравоохранение" — снижение младенческой смертности к 2024 году до 3,9 случая на 1 тыс. новорожденных, родившихся живыми, в РФ, и до 3,2 случая в Петербурге»,— поясняет Светлана Караваева, заведующая кафедрой детской хирургии Северо-Западного государственного медицинского университета им. Мечникова (СЗГМУ).
По словам Алексея Баиндурашвили, президента Национального медицинского исследовательского центра детской травматологии и ортопедии им. Турнера (НМИЦ им. Турнера), Петербург изначально был одной из «колыбелей» отечественной педиатрической службы. «Северная столица на сегодняшний день является лидером в сфере детского здравоохранения как по узким направлениям детской педиатрической службы, так и в целом. В советское время в стране было всего два педиатрических института. Сейчас он вообще один и находится в Петербурге,— поясняет он.— Сегодня в России также 30 национальных медицинских центров, из них только два работают по педиатрическому профилю и тоже располагаются здесь. Например, НМИЦ им. Турнера курирует все 85 субъектов Российской Федерации по профилю "детская травматология и ортопедия"».
На статистику и динамику ситуации в детском здравоохранении, по мнению экспертов, сильно повлияла пандемия, потому что плановая помощь на ее старте была сильно ограничена. «Кроме того, как ни парадоксально, но на начальном этапе пандемии отмечено было снижение уровня травматизма у детей на 66% в целом, однако увеличились цифры бытового травматизма,— рассказывает Алексей Баиндурашвили.— Это связано с ограничительными мерами и введением самоизоляции. Через полгода ситуация изменилась, снизился контроль за детьми со стороны взрослых, дети "засиделись" и стали больше шалить». Цифровые показатели не только вернулись на прежний уровень, но даже превысили его, например, транспортный травматизм увеличился на 47%.
Светлана Караваева перечисляет мероприятия, реализованные в прошлом году в рамках регионального проекта по развитию детского здравоохранения. В симуляционных центрах были обучены 488 специалистов в области перинатологии, неонатологии и педиатрии. Не менее 95% детских поликлиник и поликлинических отделений медорганизаций были дооснащены необходимыми медицинскими изделиями и провели реорганизацию внутренних пространств с целью повышения комфортности пребывания пациентов. В Красном Селе завершилось строительство здания детской поликлиники на 420 посещений в смену.
В 2020 году отмечается снижение смертности детей в возрасте 0–4 года до 4,3 на 1 тыс. новорожденных, родившихся живыми. В 2019 году этот показатель составлял 4,4. «В каждом родильном доме в городе есть необходимое современное реанимационное оборудование для оказания помощи новорожденным, прямая связь с городским реанимационно-консультативным центром и возможность специализированной транспортировки в детские больницы. В сочетании с системой раннего выявления угрожающих состояний у новорожденных в родильных домах и отработанной ранней системой трансфера это позволило резко изменить ситуацию в городе. Большая часть (до 90%) критических больных уже в первые сутки переводятся в отделения патологии новорожденных четырех детских городских больниц»,— подчеркивает госпожа Караваева.
Для повышения доступности медицинской помощи, по словам эксперта, разработана маршрутизация по уровням и порядкам ее оказания женщинам в период беременности, родов и послеродовый период. В целях реализации пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка в городе проводят селективный скрининг среди беременных женщин. За 2020 год трехкратное скрининговое ультразвуковое исследование прошли 126 503 будущие мамы.
Городская система охраны репродуктивного здоровья подростков Петербурга включает молодежные консультации, центры охраны репродуктивного здоровья, в том числе в детских поликлиниках и детских поликлинических отделениях медорганизаций. Стационарная помощь детям в Петербурге в 2020 году оказывалась в десяти городских и 13 федеральных медицинских учреждениях. За этот год отмечается уменьшение показателя смертности детей в возрасте 0–17 лет с 41,7 до 39,4 на 100 тыс. детей, снижение числа мертворожденных с 6,23% в 2019 году до 6,06%, а также сокращение перинатальной смертности с 7,56 до 6,97%.
На раннем этапе сегодня выявляются многие, в частности ортопедические заболевания, пороки развития костного аппарата у детей. Как отмечает господин Баиндурашвили, при ряде состояний существуют реальные перспективы оказания помощи внутриутробно. «Важно не только раннее выявление, но и раннее и при этом максимально правильное лечение заболеваний. Сегодня во всем мире широко внедряются малоинвазивные методики лечения с минимизацией травмы для пациента, сокращаются сроки пребывания в стационаре за счет оптимизации протоколов лечения, совершенствуются технологии, позволяя осуществлять максимально раннюю реабилитацию. Применяются стационарзамещающие технологии, которые позволяют проводить лечение в амбулаторных условиях»,— перечисляет он.
По словам Евгении Мильнер, заместителя главного врача по педиатрии крупной сети частных клиник Петербурга, серьезного развития требует этапность оказания медицинской помощи, особенно в части, касающейся преемственности между ее звеньями.
С этим тезисом согласен и господин Баиндурашвили. «Это одно из наиболее уязвимых мест и в детской травматологии и ортопедии. На сегодняшний день в этой сфере нет отработанной системы маршрутизации, при которой пациент в кратчайшие сроки и по правильному пути проходил бы путь от лечения в местной поликлинике до оказания высокотехнологичной помощи,— поясняет эксперт.— Систематизация этого процесса вполне возможна. В качестве положительного примера внедренного опыта можно привести сферу лечения онкологических и кардиологических заболеваний, где взаимодействие по всей цепочке доведено до автоматизма, благодаря чему не теряется драгоценное время».
Также, по мнению врачей, требуется выстраивание системного подхода к лечению и комплексной реабилитации детей, системы поддержки и сопровождения семей с тяжелобольными детьми на амбулаторном уровне.
Предстоит решение вопросов с доступностью медицинской помощи для детей, особенно вторичного звена. «В разных субъектах Российской Федерации проблемы доступности имеют разную этиологию. В Петербурге, например, большинство детских больниц построено в XIX–XX веках, и требуется серьезная реконструкция зданий. Так, крупнейший инфекционный детский стационар — Детская городская больница (ДГБ) № 5 — построен в 1990 году, а второй по величине — ДГБ № 3 — в 1889-м. При этом запланированное строительство многопрофильных центров в Приморском районе города не начато до сих пор»,— заключает Евгения Мильнер.