«Он был моим духовным отцом, а это родство считается в монашестве выше кровного»
Бывшие насельницы Среднеуральского монастыря отказались давать показания по делу экс-схиигумена Сергия
Измайловский райсуд Москвы продолжил допрос свидетелей обвинения по делу экс-схиигумена Сергия, которого обвиняют в самоуправстве, нарушении права на свободу вероисповедания и склонении к суициду. На последнем заседании были допрошены настоятельница Среднеуральского женского монастыря игуменья Варвара, ее сестра и племянник. В суде они воспользовались ст. 51 Конституции, которая разрешает не свидетельствовать против близких родственников. Они пояснили, что духовный отец, которым был для них экс-схиигумен, им ближе кровного. Гособвинитель зачитал показания, которые они ранее давали следователям.
Настоятельница Среднеуральского женского монастыря (Свердловская область) игуменья Варвара (Светлана Крыгина) и еще несколько монахинь покинули монастырь в июне 2020 года. Тогда это объяснялось тем, что они не разделяют позицию отца Сергия, который являлся духовником обители. Летом прошлого года он ожидал церковного суда за нарушения указа правящего архиерея и запрета на священнослужение. Причиной послужила критика действий РПЦ в период пандемии коронавируса, которую экс-схиигумен Сергий отрицал.
После извержения из сана и отлучения от церкви он продолжил проживать в монастыре, строителем которого является. В конце 2020 года его задержали в ходе штурма монастыря по обвинению в склонении к совершению самоубийства (ч.3 ст.110.1 УК РФ), нарушении права на свободу вероисповедания (ч.3 ст.148 УК РФ) и самоуправстве (ч.1 ст.330 УК РФ). В августе этого года его дело начал рассматривать Измайловский райсуд Москвы. Допрос свидетелей, которые проживают в Свердловской области, ведется по видеоконференцсвязи с Ленинским райсудом Екатеринбурга. Из шести прошедших заседаний журналистов пустили только на последнее, где допрашивали игуменью Варвару, ее сестру Надежду и племянника Николая.
Во время допроса игуменья рассказала, что в ее обязанности входило только составление расписания насельниц монастыря, разработка меню, а всеми вопросами финансов и строительства занимался экс-схиигумен с благословления бывшего владыки Екатеринбургской епархии Викентия. При этом о том, что как настоятельница Варвара имела право руководить монастырем и сменить духовника, она узнала только на допросе в Следственном комитете, который прошел в прошлом году, сказала она в суде.
Во время заседания игуменья и ее сестра отказались давать показания о событиях Дня Святой Троицы, 7 июня 2020 года, когда экс-схиигумен Сергий выступил перед прихожанами с критикой в адрес руководства Екатеринбургской епархии и РПЦ. «Простите меня, но все-таки отец Сергий в том время был моим духовным отцом, и это родство считается в монашестве выше даже, чем кровное. Я не могу себе позволить, как монахиня прокомментировать его действия. Это было в свидетельских показаниях, опрос был, когда мы только вышли (из монастыря.— «Ъ-Урал»). Если можно, разрешите мне воспользоваться правом ст. 51 Конституции, и не комментировать»,— сказала Надежда Крыгина.
В итоге гособвинитель зачитал показания, которые женщины давали следователям в прошлом году. Как следует из показаний игуменьи Варвары, с 2015 года она начала замечать, что отец Сергий стал высказываться о политике и задумываться о проведении митингов. В День Святой Троицы экс-схиигумен нарушил регламент праздника.
По ее словам, во время службы он включил через звуковые усилители песню «Священная война» («Вставай, страна огромная») и говорил, что в каждом поселении должны быть ополчения из 300 человек.
После этого священнослужители переместились в трапезную. Там игуменья Варвара возразила отцу Сергию, сказав, что он призывает людей на баррикады, хотя раньше называл провокатором политика Алексея Навального, проводившего митинги. «Отец Сергий меня прервал и спросил: "Что, ты даже не согласна, что я проклял патриарха и митрополита?". Я ответила, что не согласна. Бог — есть любовь»,— процитировал гособвинитель слова игуменьи с опроса в СКР.
Другие находившиеся в трапезной священнослужители поддержали отца Сергия. После этого он накричал и выгнал Варвару и Надежду Крыгиных из помещения. По словам последней, экс-схиигумен объяснил поведение Варвары «духовной болезнью». Кроме того, он запретил монахиням посещать храм. При этом в епархии сестрам сказали, что опасаться нечего и необходимости покидать монастырь нет.
На следующий день, 8 июня, игуменья Варвара встретилась с митрополитом Кириллом. По ее словам, он попросил ее, чтобы отец Сергий «не лез в политику». Сестры продолжили жить на территории монастыря, но в один из дней они заметили, как к их жилищу приближаются трое священнослужителей с «агрессивным видом», рассказала игуменья Варвара. После этого она и ее сторонники заперли двери, и некоторое время просидели взаперти без еды. По ее словам, только один раз местная насельница оставила им у входа пакет с помидорами, огурцами и хлебом.
Кроме того, игуменья описала день, когда отец Сергий организовал в монастыре собрание людей, на котором присутствовали около 150 человек. Следователям она рассказала, что экс-схиигумен выступал перед толпой, выкрикивая: «Сможет ли она (игуменья Варвара.— «Ъ-Урал») обнимать вас, как я?», «Сможет ли она оплачивать газ, как я?». Толпа отвечала: «Нет».
Варвара и ее сестра покинули монастырь 16 июня, когда за ними приехали двое священников Екатеринбургской епархии. По словам игуменьи, сначала их отказались пускать в монастырь, но, в конце концов, разрешили пройти. Она добавила, что отец Сергий вывел своих сторонников на улицу и сказал им повернуться к сестрам спиной. Одна из монахинь вышла из толпы и сообщила, что уйдет вместе с игуменьей. Всего монастырь покинули шесть человек, включая игуменью Варвару.
После прочтения показаний Надежда Крыгина подтвердила их правдивость.
«Единственное, я написала бы, что ни к кому претензий не имею. Я, если бы был адвокат на первом опросе, не стала бы так подробно об этом всем говорить, потому что это была эмоциональная реакция боли»,— сказала она.
В свою очередь сын Надежды Крыгиной Николай Снегов, проживавший в монастыре с 2003 до 2016 год, рассказал, что в то время в его отношении три раза в качестве наказания применялась порка. По его словам, детей могли наказать поркой или поклонами за то, что они ели мясо. В ответ экс-схиигумен Сергий возразил, что мясом детей кормили, а наказывали за воровство и другие серьезные проступки. При этом экс-схиигумен отметил, что господин Снегов после ухода какое-то время обучался в вузе и жил за счет монастыря. Сам Николай Снегов добавил, что не имеет к экс-схиигумену претензий, хотя и считает порки негуманным и бесполезным наказанием.
Следующее заседание суда состоится 6 октября.