Китайскую угрозу подняли до небес
ВВС КНР отметили главный национальный праздник устрашением Тайваня
Военно-воздушные силы Китая с интервалом в один день совершили два вылета к берегам Тайваня, задействовав рекордное количество авиации за всю историю противостояния с мятежным островом. Беспрецедентная игра мускулами вблизи непризнанной Китайской Республики на Тайване была приурочена к отмечавшейся в Пекине 1 октября 72-й годовщине создания КНР. В своем обращении по случаю главного национального праздника премьер Госсовета КНР Ли Кэцян заявил о решимости бороться с сепаратизмом и добиться воссоединения Китая. Эскалация в небе у берегов Тайваня совпала с новой войной нервов между Пекином и Дели в горах Кашмира: МИД Индии обвинил Китай в попытках изменить статус-кво вдоль линии контроля в Восточном Ладакхе.
Празднование 72-й годовщины образования КНР, центральным местом которого по традиции стала пекинская площадь Тяньаньмэнь — та самая, где 1 октября 1949 года Мао Цзэдун объявил о создании Китайской Народной Республики, в этом году не ограничилось торжествами в китайской столице.
В то время как военнослужащие Народно-освободительной армии Китая (НОАК) под звуки государственного гимна подняли флаг КНР на площади Тяньаньмэнь, а неподалеку от нее в Доме народных собраний был проведен банкет с участием высшего руководства и глав дипломатических миссий, военно-воздушные силы НОАК демонстрировали боевую мощь у берегов Тайваня. Полеты китайских ВВС вблизи мятежного острова, куда после провозглашения КНР из материкового Китая бежала правившая в нем до поражения в гражданской войне администрация Гоминьдана, и стали главной изюминкой торжеств этого года.
Первая группа китайской авиации в составе 25 самолетов была обнаружена в зоне ПВО 1 октября. По сообщению тайваньских СМИ, ссылающихся на военное ведомство островного Китая, в группу вошли 18 многоцелевых истребителей J-16, («Цзянь-16»), четыре истребителя Су-30, два бомбардировщика H-6 («Хун-6»), способные нести ядерное оружие, и противолодочный самолет. Самолеты ВВС КНР пролетели вблизи контролируемых Тайбэем островов Пратас (китайское название — Дунша).
А уже после завершения торжеств в Пекине, в субботу, к берегам Тайваня вылетела еще одна боевая группа ВВС КНР в составе 13 самолетов, в которую вошли истребители J-16, Су-30, бомбардировщики H-6, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления KJ-500 («Кунцзин-500»), а также разведчик Y-8 («Юнь-8»). По сообщению тайваньской газеты «Цзыю шибао», на сей раз авиация КНР совершила облет акватории к юго-востоку от острова, пройдя над проливом Баши.
После этого общее число самолетов ВВС КНР, побывавших в опознавательной зоне ПВО Тайваня в течение суток, достигло 38 боевых машин — рекордный показатель за всю историю более чем 70-летнего противостояния материкового и островного Китая. Предыдущий рекорд был установлен 15 июня этого года, когда в опознавательную зону ПВО острова вошли 28 самолетов ВВС КНР.
В свою очередь, выступая в Доме народных собраний на банкете в честь 72-й годовщины образования Китайской Народной Республики, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян подтвердил решимость Пекина добиться полной победы над сепаратистами Гонконга и Тайваня и предостерег внешние силы от попыток вмешательства в дела КНР. «Мы будем твердо придерживаться принципов "одного Китая", а также "Гонконгом управляют гонконгцы". Мы решительно против сепаратистских действий сторонников так называемой тайваньской независимости и вмешательства внешних сил и будем пресекать их действия»,— подчеркнул Ли Кэцян. Провозглашенный Пекином принцип «одного Китая» не позволяет одновременно признавать и КНР, и Китайскую Республику на Тайване, в связи с чем большинство государств мира, включая ведущие мировые державы, на сегодняшний день имеют лишь неофициальные культурные и экономические связи с Тайбэем. Дипотношения с Тайванем установила лишь небольшая группа микрогосударств, лояльность которых была завоевана благодаря щедрому вознаграждению со стороны Тайваня.
Между тем беспрецедентная игра мускулами вблизи непризнанной Китайской Республики на Тайване и жесткие заявления Пекина вызвали предсказуемую нервную реакцию Тайбэя. «Китай действует агрессивно и вредит миру в регионе, осуществляя многочисленные акты запугивания. Очевидно, что мир, международное сообщество все больше и больше отвергает подобное поведение Китая»,— заявил в субботу премьер-министр Тайваня Су Чжэньчан.
Между тем эскалация у берегов Тайваня совпала с новым витком войны нервов в другой части Индо-Тихоокеанского региона — в Южной Азии. В день празднования 72-летия провозглашения КНР МИД Индии, имеющей давний территориальный спор с Китаем, обвинил Пекин в попытках изменить статус-кво вдоль линии контроля в горах Кашмира — в Восточном Ладакхе. «Китай продолжает размещать большое количество войск и вооружений в приграничных районах. Именно в ответ на действия Китая нашим вооруженным силам пришлось принять соответствующие меры, чтобы гарантировать полную защиту интересов безопасности Индии»,— заявил официальный представитель внешнеполитического ведомства страны Ариндам Багчи. По словам индийского дипломата, Китай несет полную ответственность за военную напряженность на границе с Индией в Восточном Ладакхе. «К серьезному нарушению мира и спокойствия вдоль Линии действительного контроля (ЛАК) в Восточном Ладакхе привело значительное сосредоточение китайских войск, их провокационное поведение и односторонние попытки изменить статус-кво в нарушение всех наших двусторонних соглашений с Китаем»,— подчеркнул индийский дипломат.
Заявление представителя МИД Индии прозвучало в ответ на утверждения Китая о том, что первопричиной напряженности в двусторонних отношениях стали экспансионистские действия Дели. Ранее на прошлой неделе официальный представитель МИД КНР Хуа Чунин заявил, что «Индия давно проводит наступательную политику в отношении КНР, осуществляя вторжение своих военнослужащих на китайскую территорию».