Безнадеждный ЛУКОЙЛ
Участок в Балтийском море не дается компании
Как стало известно “Ъ”, у ЛУКОЙЛа вновь возникли значительные трудности в получении лицензии на участок «Надежда» в Балтийском море, на котором компания хотела провести геологоразведку. Правительство вернуло проект распоряжения о выдаче лицензии в Минприроды, усомнившись в соблюдении экологических требований. ЛУКОЙЛ, единственный недропользователь шельфа Балтики, в течение пяти лет пытается получить лицензию на «Надежду». Прежде доступ к арктическому шельфу ЛУКОЙЛу не был предоставлен из-за лобби госкомпаний.
Правительство вернуло на доработку в Минприроды проект распоряжения о выделении ЛУКОЙЛу лицензии на участок «Надежда» в Балтийском море, рассказал источник “Ъ” в отрасли. ЛУКОЙЛ отправил заявку на «Надежду», находящуюся в границах 12-мильной зоны (территориальное море) в Калининградской области, согласно постановлению правительства 1424 от 14 сентября 2020 года, которое определяет порядок рассмотрения заявок на такие участки и участки во внутренних морских водах. Проект перед отправкой в правительство был согласован в том числе ФСБ, Минобороны, Минэнерго и Минприроды, которое, согласно постановлению, дает заключение на предмет наличия особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в границах участка. По словам одного из собеседников “Ъ”, Минприроды внезапно изменило свою позицию, отозвав проект на доработку из-за рисков возможного воздействия на экологию, хотя он и не находится в ООПТ. В пресс-службе правительства, ЛУКОЙЛе и Минприроды не ответили на запросы “Ъ”.
Нефтекомпания добивается получения лицензии на «Надежду» с 2016 года. Тогда ЛУКОЙЛ предлагал правительству устроить аукцион на «Надежду», которая является участком федерального значения, со специальными требованиями: претендент должен быть зарегистрирован в Калининградской области и иметь опыт разработки месторождений в регионе.
Хотя формально данный участок расположен в территориальном море и не относится к континентальному шельфу (доступ к последним имеют только госкомпании), ЛУКОЙЛ с самого начала сталкивался со сложностями.
Так, ФАС сочла, что предложенным требованиям по аукциону соответствует лишь ЛУКОЙЛ, и он в итоге так и не был проведен. Но постановление 1424 открыло для ЛУКОЙЛа возможность получить лицензию на геологическое изучение.
ЛУКОЙЛ — единственная российская нефтекомпания, ведущая добычу на шельфе Балтийского моря с 2004 года. Структура «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» осваивает месторождения Кравцовское (D6), D33, D41, ее добыча — около 500 тыс. тонн в год. ЛУКОЙЛ также ведет добычу на месторождениях в Каспийском море (участки там не относятся к континентальному шельфу). ЛУКОЙЛ долгое время добивался доступа к шельфовым участкам, которые с 2008 года, после изменения закона, стали недоступны частным недропользователям, но безуспешно. В итоге наиболее перспективные площади были распределены между «Роснефтью» и «Газпромом».
Орган государственной власти в порядке самоконтроля может отменить ранее принятый им нормативно-правовой акт, утверждает управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров. Зона ООПТ, ее охранная зона и зона косвенного воздействия — это разные вещи, напоминает руководитель практики «Экология и недропользование» КА «Регионсервис» Андрей Переладов.
«Негативное воздействие на ООПТ необязательно должно быть прямым, что называется, нос к носу,— указывает он.— Ведь экосистема ООПТ существует по своим законам, поэтому даже опосредованное косвенное воздействие действительно может являться основанием для отказа в согласовании».
По словам юриста, все будет зависеть от характеристик ООПТ и того, насколько она подвержена тем факторам, которые возникнут у природопользователя в ходе хозяйственной деятельности.