Автозаводы подгоняют выпуск

Производство автомобилей постепенно приближается к допандемийному уровню

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Объем производства автомобилей Hyundai на петербургском заводе за девять месяцев увеличился на 20% год к году, достигнув 178,3 тыс. штук, тем самым приблизившись к допандемийным показателям. Наращивает обороты и завод Nissan: с января по сентябрь с его конвейеров сошло 30,5 тыс. машин (плюс 17% по отношению к аналогичному периоду прошлого года). Оба автопроизводителя при этом стабильно наращивают экспорт. По мнению экспертов, объемы выпуска могут и дальше показывать положительную динамику, которая, однако, будет зависеть от наличия необходимых автокомпонентов.

За девять месяцев 2021 года петербургский завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» произвел 178,3 тыс. автомобилей, что на 20% выше, чем годом ранее, сообщили в конце прошлой недели в компании. Автопроизводитель отметил, что по итогам трех кварталов этого года производственные показатели завода вплотную приблизились к допандемийному уровню 2019 года, когда за девять месяцев было выпущено 180 тыс. автомобилей. Что касается результатов третьего квартала, то за этот период с конвейера российского завода Hyundai Motor сошло 54,7 тыс. авто. В компании подчеркивают, что российский рынок остается для нее приоритетным. Вместе с тем автопроизводитель продолжает стабильно наращивать объемы экспорта. Так, в течение трех кварталов в страны ближнего зарубежья с завода было отгружено почти 20 тыс. единиц продукции (+57% год к году).

Кроме того, в сентябре компания Hyundai Wia открыла в Северной столице завод по производству двигателей в рамках реализации специального инвестиционного контракта между Минпромторгом, правительством Санкт-Петербурга и заводом «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», направленного на локализацию производства на территории РФ. Начиная с октября Hyundai Wia Rus планирует приступить к массовому производству двигателей объемом 1,6 литра, а уже с 2022 года — освоить выпуск двухлитровых двигателей. Инвестиции автопроизводителя в создание нового предприятия составили более 13 млрд рублей. Также, по сообщениям СМИ, у корпорации есть планы по строительству завода трансмиссий в Петербурге, а в конце прошлого года автоконцерн закрыл сделку по приобретению местного завода General Motors, законсервированного летом 2015 года.

Завод Nissan в Санкт-Петербурге также продолжает постепенно наращивать обороты, рассказали “Ъ” в «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус». Так, за девять месяцев 2021 года было произведено на 17,1% больше автомобилей, чем за аналогичный период 2020 года: 30 526 против 26 058 машин. В компании отмечают, что это частично объясняется остановкой производства в апреле 2020 года из-за локдауна. В третьем квартале 2021 года также был рост в 5% (10 557 единиц против 10 039). Завод планирует дальнейшее наращивание объемов, для чего в ноябре будет запущена полноценная вторая смена, уточнили в «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус».

Кроме того, автопроизводитель продолжает увеличивать экспорт в Казахстан и Белоруссию. Так, с января по сентябрь поставки в эти страны увеличились более чем вдвое (на 119% в Белоруссию и на 117% в Казахстан). При этом третий квартал показывает еще больший рост: в Белоруссию было поставлено, более чем в четыре раза больше, чем годом ранее (429 автомобилей против 109), в Казахстан — в три раза больше (709 автомобилей против 246). В ООО «Тойота Мотор» не ответили на запрос “Ъ” относительно объемов производства за прошедшие девять месяцев.

В петербургский автокластер сейчас входят три предприятия: Hyundai, Nissan и Toyota. Они выпускают девять моделей автомобилей: Nissan Qashqai, Nissan X-Trail, Nissan Murano, Toyota Camry, Toyota RAV4, Hyundai Solaris, Hyundai Creta, Kia Rio и Kia Rio X-Line. Наибольший объем производства приходится на Hyundai. За весь прошлый год автозаводы произвели 323,7 тыс. единиц продукции.

«Если рассматривать объем производства Hyundai с точки зрения выхода из пандемийного кризиса, то это позитивный результат, связанный с тем, что компания выпускает бюджетные и пользующиеся популярностью модели машин в России. Если же смотреть глобально, в контексте загруженности производственных мощностей не только "Хендэ", но и остальных заводов в РФ, то они все недозагружены примерно на 50%»,— говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По его словам, автозаводы сейчас работают в силу своих возможностей и доступности комплектующих, которых по-прежнему нет в достаточном количестве. Господин Жарский полагает, что показатели Hyundai и Nissan вполне могут и дальше демонстрировать восходящую динамику. «Эти темпы очевидно будет сдерживать отсутствие всех необходимых автокомпонентов»,— резюмирует эксперт.

Мария Кузнецова

Вся лента