«Единая Россия» сэкономила на выборах

Партия вернет спонсорам почти 83 миллиона рублей

«Единая Россия» потратила на выборы в Госдуму 617,3 млн руб. из 700 млн руб., собранных в избирательный фонд, следует из итогового финансового отчета партии, опубликованного ЦИКом. Неизрасходованный остаток составил 82,7 млн руб.— эти средства вернут жертвователям пропорционально сделанным ранее взносам (впрочем, половину поступлений в избирательный фонд обеспечила сама партия, еще половину — традиционно финансирующие ее фонды). При этом ЕР выходит на второе место среди партий, прошедших в Думу, по уровню расходов на кампанию, уступая ЛДПР. Наиболее скромными в пятерке оказались коммунисты.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

«Единая Россия» стала первой партией, которая сдала итоговый финансовый отчет. Но, судя по оперативным сводкам ЦИКа о получении и расходовании партиями средств, не она окажется лидером по количеству потраченных на избирательную кампанию денег: уже по состоянию на 14 сентября ЛДПР успела потратить 698 млн руб. из собранных в избирательный фонд 701 млн руб.). На третьем месте — «Справедливая Россия», которая к 14 сентября успела потратить 542,6 млн руб. из собранных 549 млн руб. Почти не уступают ей «Новые люди», потратившие 455,3 млн из 469,6 млн руб. КПРФ, занявшая второе место по количеству полученных мандатов, на пятом по объему трат — к 14 сентября она израсходовала всего 165 млн руб. из собранных 178,8 млн руб. Это сопоставимо с показателями не прошедших в парламент «Яблока» и Партии пенсионеров за свободу и справедливость, которые потратили на кампанию 126 млн руб. и 125,1 млн руб. соответственно. Самой экономной оказалась партия «Российский общенародный союз» — там к 14 сентября потратили на думскую кампанию всего 1 млн руб.

По закону на сдачу итогового отчета партиям предоставляется 30 календарных дней после голосования. Пока структуру предвыборных расходов раскрыла только «Единая Россия».

Как следует из финансового отчета партии, больше всего (404 млн руб.) там потратили на выпуск и распространение агитационных материалов. Вдвое меньше — на агитацию через телевидение и СМИ (209,7 млн руб.). Предвыборные массовые мероприятия обошлись партии в 1,5 млн руб., на агитацию через сетевые издания, судя по отчету, не тратились совсем. Примечательно, что на прежних думских выборах в 2016 году пропорция была другая: 301,5 млн руб. партия потратила тогда на агитацию в СМИ и лишь 141 млн руб.— на распространение собственных материалов; агитационные мероприятия тогда обошлись партии в скромные 490 тыс. руб.

Заместитель секретаря генсовета ЕР Сергей Перминов объяснил произошедшие изменения в структуре расходов тем, что в партии полностью пересмотрели стратегию, тактику и формы ведения кампании: «Приоритетом явились безопасность жителей, акцент на новые формы работы в сложных условиях пандемии,— рассказал он “Ъ”.— Гибридный формат включал в себя онлайн- и офлайн-формы продвижения смыслов, образов и кандидатов. Новые акценты и перераспределение ресурсов в пользу иных, нежели чем в 2016 году, каналов доставки информации связаны с нашим видением происходящего. Мир изменился, это очевидно. Изменились и мы. Агитационные, полевые проекты потребовали значимого количества печатной продукции». Господин Перминов напомнил, что партия перед выборами провела отчет своего депутатского корпуса перед избирателями и собрала «огромное количество предложений в народную программу». Определенные ограничения, в том числе на проведение массовых мероприятий, оказались связаны с работой в условиях пандемии. «Подписанное нами соглашение "За безопасные выборы" по факту стало самоограничением по количеству и масштабу массовых публичных мероприятий,— рассказал Сергей Перминов.—

Мы провели только те мероприятия, которые обязательны в силу закона: этапы съезда, региональные конференции, запустили общественные штабы поддержки. Все это в совокупности и позволило сэкономить ресурсы».

Зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин заявил “Ъ”, что Компартия всегда тратила на парламентские кампании меньше, чем ее конкуренты из ЛДПР и «Единой России»: партия ограничена в средствах, госфинансирование и членские взносы остаются для нее основным источником денег. Поэтому, например, на платный эфир в КПРФ практически не тратились, вместо этого предпочли укрепить работу низовых структур в регионах. Первичные организации и местные отделения заранее готовили к выборам, говорит господин Афонин. По его мнению, эффективной оказалась агитационная кампания партии: именно КПРФ люди воспринимали как главную оппозиционную силу. «Мы продолжим работать в этом направлении»,— обещает он.

Выборы в Госдуму-2021

Кандидаты, партии, округа, финансы

Смотреть

«Единой России» не нужно тратить много средств на СМИ: и она сама, и представляющие ее кандидаты являются своего рода генераторами инфоповодов, объясняет политолог Константин Калачев. Например, если министр обороны Сергей Шойгу выступает с инициативой построить города в Сибири, все и так про это напишут, за это ни к чему платить, приводит пример эксперт. Ситуация у других партий иная: кому-то, как «Новым людям», нужно было повысить узнаваемость, кто-то, как ЛДПР, традиционно делал ставку на телерекламу и баннеры. «Единая Россия» же сейчас находится в таком положении, когда прямая реклама уже не слишком нужна, у партии сложилось определенное реноме, и можно обойтись минимально достаточным, полагает господин Калачев.

Анастасия Корня, Андрей Винокуров

Вся лента