Джо Байдена разрывают на два законофронта
Главное начинание президента США под угрозой из-за отсутствия единства в его собственной партии
Американские демократы по-прежнему разобщены: на минувшей неделе так и не был поставлен на голосование законопроект о масштабных инвестициях в инфраструктуру, ставший одним из ключевых для американского президента. Причина — в разобщенности умеренного и радикального крыльев Демократической партии, которые не могут прийти к компромиссу и стоят на своем, уверяя, что заботятся о благе страны.
«Ребята, я этот чертов законопроект сам писал. Даже более скромный документ предусматривал бы исторического масштаба инвестиции в ясли, детские сады, чистую энергетику. До черта всего можно сделать!» — так, по версии собеседника издания Politico, президент США Джо Байден лично увещевал однопартийцев, убеждая их поддержать предложенный им компромиссный законопроект.
«Я вообще-то немного разбираюсь в законотворческой деятельности. Не припомню, чтобы раньше мы не шли на компромисс по фундаментальным вопросам»,— негодовал президент.
Его усилия пошли прахом: проект закона не был поставлен на голосование, и обсуждение, в том числе кулуарное, продолжилось.
Возмущение президента можно понять: США оказались перед сложным выбором между двумя законопроектами, которые, казалось бы, посвящены одному и тому же — инфраструктуре. Но есть нюанс. Первый законопроект — более скромный, компромиссный межпартийный документ на $1,2 трлн, предусматривающий вложения в транспортную и интернет-инфраструктуру. Второй — более масштабный, социальный, который должен ввести в стране оплачиваемые больничные, бесплатные детские сады и образовательные учреждения среднего специального образования.
Первый законопроект (для удобства назовем его «малый») можно было бы принять: его поддерживают и демократы, и часть республиканцев. Второй («большой») принять гораздо сложнее: республиканцы выступают резко против наращивания госрасходов и раздувания госдолга.
Благодаря некоторым правовым хитростям демократы, обладающие лишь простым, крайне шатким большинством в обеих палатах Конгресса, могут принять «большой» законопроект самостоятельно, без единого республиканца — но им необходимо почти тотальное партийное единство.
За него и борется Джо Байден.
Дело в том, что левые демократы, наиболее активно выступающие за наращивание социальных расходов, заняли непримиримую позицию: они готовы поддержать «малый» законопроект, но только если будет гарантировано принятие «большого» в его неизменном виде на те самые $3,5 трлн. То есть вполне возможно, что в случае бойкота левых демократов даже «малый» законопроект будет похоронен.
Тут возникает другая проблема: демократы с противоположной стороны идеологического спектра (более умеренные, своего рода центристы) в принципе на «большой» законопроект согласны, но хотели бы уменьшить его расходную часть — звучали предложения на уровне $1,5 трлн, которые сделали бы «большой» законопроект сравнимым с «малым».
Именно этот внутрипартийный раскол и грозит похоронить основную инфраструктурную инициативу Джо Байдена, поскольку обе партийные группы отступать не намерены.
Умеренные демократы хотят хоть каких-то уступок, а их левые однопартийцы идти на них не готовы — они уже считают сумму в $3,5 трлн меньшей, чем нужно стране для необходимых социальных преобразований.
«Мы это сделаем. Не важно, когда. Шесть минут, шесть дней, шесть недель, мы сделаем это» — с этими словами Джо Байден обратился к журналистам после встречи с конгрессменами-демократами. У президента, однако, есть вполне жесткий крайний срок: уже осенью 2022 года в стране пройдут промежуточные выборы (под вопросом будет судьба всего состава Палаты представителей и трети сенаторов), и тогда от демократического большинства может не остаться и следа — в этом случае говорить о принятии масштабных законопроектов станет и вовсе неуместно.