Четвертая волна захватила регионы
Почему не удается остановить рост числа заболевших COVID-19
Главный врач Городской клинической больницы № 40 в Коммунарке Денис Проценко признал непредсказуемость коронавируса. Он заявил, что COVID-19 обманывает все прогнозы. В выходные болезнь поставила рекорд по смертности в стране. 3 октября в России зафиксировали 890 летальных исходов за сутки — это максимальное значение с начала пандемии. Заболеваемость достигла июльских значений. Четвертая волна в большей степени ударила по регионам: им не хватило иммунной прослойки, чтобы противостоять «дельта»-штамму. Почему новую волну не удается остановить? С подробностями — Иван Корякин.
«Коронавирус обманывает все прогнозы. Мы видим рост, работаем, поехали работать дальше»,— сказал Денис Проценко «России 1» и удалился из кадра. А если бы главврач больницы в Коммунарке трудился не в столице, а в одном из регионов, интервью наверняка оказалось еще короче.
В десятках субъектов ситуация с COVID-19 ухудшается стремительно, говорит независимый демограф Алексей Ракша: «Белгородская, Воронежская, Ивановская, Костромская, Липецкая (это Центральный округ и Черноземье), дальше идет Ульяновская, Саратовская, Самарская и Оренбургская области, Удмуртия, Татарстан, Мордовия, Башкортостан — самые пострадавшие регионы. Подъем продолжается. Санкт-Петербург и Москва по заболеваемости пока отстают, но ситуация в этих городах точно лучше, чем среднероссийская».
Если раньше общую статистику по стране тянула вверх Москва, то сейчас она общую картину даже сглаживает: к началу октября стало заметно, что кривая заболеваемости поднимается не так резко, как это было прежде, по крайней мере, пока. А вот многие регионы обновили собственные рекорды за все время пандемии.
Оно и понятно, ведь в Москве хоть как-то удалось привить 40% населения, когда в регионах с этим значительно хуже, говорит кандидат биологических наук, основатель сообщества Watching COVID-19.ru Алексей Куприянов: «Необходимо как-то донести до людей, что: а) пандемия никуда не делась, б) Россия несет огромные потери. Я бы сказал, что мы входим в двадцатку стран, в которых все очень плохо. В Петербурге чудовищная смертность, и это еще не худший регион России. Уровень вакцинации недостаточен».
На прошлой неделе проблему признали в Кремле, но разгонять прививочную кампанию жесткими решениями федеральный центр не готов: слишком большие политические риски, объясняли собеседники “Ъ FM”. Потому ответственность ложится на губернаторов.
Обязательную вакцинацию решились объявить в Свердловской области, но только для работников образования, сферы услуг и госслужащих. Другие субъекты вводят QR-коды в театрах, фитнес-клубах и ресторанах — это тоже способ принуждения к вакцинации. Забывают, правда, о мерах по борьбе с распространением вируса, отмечает вице-президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов: «Все попытки устанавливать в общественных местах дистанцию между посетителями сейчас заброшены.
Между тем физическая дистанция — единственный гарантированный метод ограничения передачи инфекции.
Конечно, маски имеют значение, но они менее эффективны, чем дистанция. Когда мы узнаем, что на торговые центры совершаются контрольные налеты, во время которых отлавливают людей без масок, — это просто неправильное направление усилий».
Что сказал Денис Проценко о ситуации с COVID-19
Введение локдауна недавно допустили в Псковской области. Это произойдет, если не удастся сбить темпы заболеваемости. Хотя пора действовать уже сейчас, ведь самоизоляция доказала свою эффективность, продолжает Алексей Куприянов: «Я бы предложил локдаун на две недели. С помощью него можно замедлить развитие эпидемии.
Осенние каникулы нужно продлить, скажем, в два раза. В 2020 году это сработало и слегка замедлило развитие осенней волны».
Еще одним вариантом мог бы стать возврат к дистанционному обучению, говорят собеседники “Ъ FM”, указывая, что COVID-19 распространяется в школах, а затем поднимается «наверх». Но власти дали понять, что этого не произойдет. Во всяком случае, массовых закрытий, как заявил глава Минпросвещения Сергей Кравцов, чиновники «не предполагают».