«Время обнимать и уклоняться от объятий» манифест 6-й уральской индустриальной биеннале

Ищем ответы в работах 82 художников

Особенно актуально звучит проникновенный манифест 6-й Уральской индустриальной биеннале в наше драматичное время, когда близость, как телесная, так и эмоциональная, испытывается на прочность. Есть ли границы надежд и возможностей, где источник молниеносной мобилизации ресурсов, как преодолеть кризис осязания и продолжать движение жизни — ищем ответы на эти и другие вопросы в работах 82 художников.

Концептуальная особенность нынешней биеннале — hausgemacht (нем. — «сделанная дома»). Социальное дистанцирование в мировом масштабе ограничило исследовательские поездки и посещения художественных мастерских. Но искусство в буквальном смысле продемонстрировало безграничность — проводя огромное количество времени у экранов компьютеров, кураторы вели беседы с художниками из разных городов по всему миру, включая Берлин, Стамбул, Стокгольм, Тель-Авив и Окленд. И создали уникальный сборник их личных арт-сообщений.

Определяющим жанром как для основного проекта, так и для публичной программы с выступлениями международных и российских художников стал экспериментальный перформанс. Кураторское трио основного проекта «Мыслящие руки касаются друг друга» — Чала Илэке, Ассаф Киммель и Аднан Йылдыз — во многом опиралось на канонический роман-антиутопию Евгения Замятина «Мы» и, обращаясь к архитектурным идеям Малевича, осмыслило площадки как серию «планит».

Уральский оптико-механический завод (часть холдинга «Швабе» госкорпорации Ростех, которая уже в третий раз выступает партнером проекта) стал метафорой «Интеграла», космического корабля, который создан в романе Замятина для завоевания внеземных планет и распространения истины Единого Государства. На площади цеха 2 200 кв. метров представлены инсталляции, вступающие в диалог с заводской жизнью. Саймон Денни показывает часть своего художественного исследования о влиянии индустрий на планету, людей и другие формы жизни, а также о сложных взаимосвязях между ресурсами, большими данными и иерархиями трудовых отношений. Рисунки Джансу Чакар посвящены семантике традиционных визуальных кодов. Никита Селезнев, задавшись вопросом, как в современном российском контексте ребенок (да и вообще кто-либо) справляется с действительностью, создал своего рода памятник эскапизму. Клеменс фон Ведемейер в VR-инсталляции высказывается на тему альтернативных возможностей бытия, а бразильская художница Мария Тереза Алвес трансформирует вдохновение Шигирским идолом в сайт-специфической инсталляции.

В Екатеринбургском цирке все 3 000 кв. метров отданы объемной перформативной программе и инсталляциям, посвященным женскому персонажу О-90, воплощению простоты, нежности и романтичности. Себастьян Баумгартен вместе с Людвигом Хаугком и Робертом Липпоком представляют образы возможного будущего в проекте «Отношения», где группа из нескольких сотен существ в эпоху антропоцена пытается выжить в мире за пределами человеческого господства и насилия. Джимми Роберт, отталкиваясь от двух понятий: доспехов и любви (фр. — armour и amour), обращается к уязвимости и хрупкости тела, которые человек стремится скрыть за маской силы.

Партнерами перформативной программы биеннале стали Фонд Михаила Прохорова и Фонд Дианы Вишневой.

Авторы проектов в «Салюте», культовом памятнике советского модернизма, ассоциируются с еще одним персонажем «Мы» — математиком, инженером и строителем «Интеграла», который ведет повествование и фиксирует последовательность событий романа. Они те же летописцы, только будущего. Лариса Сансур предсказывает жизнь после масштабной экологической катастрофы в короткометражном научно-фантастическом фильме In Vitro, действие в котором разворачивается неподалеку от библейского города Вифлеема. А Яэль Бартана в своей новой работе «Две минуты до полуночи», завершающей четырехлетний гибридно-экспериментальный проект «Что, если бы женщины правили миром», анализирует феномен геополитических игр.

Все сайт-специфичные экспонаты и интервенции, с которыми столкнутся посетители Главпочтамта в Екатеринбурге, посвящены возможности свободы и идее революции. Это и ритуальные «камни желаний» от женщин из разных стран в инсталляции курдской художницы Мехтап Байду, и специально организованная Эгеменом Демирчи зона, где желающие смогут написать письма в будущее, которые будут отправлены через сто лет.

Помимо четырех основных площадок в арт-размышлениях задействованы дополнительные локации — Уральский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина (ГЦСИ), Фотографический музей «Дом Метенкова» и Музей истории и архео-логии Урала.

Всего биеннале включает более 150 проектов и мероприятий, проходящих в Екатеринбурге и еще в восьми городах Урала. Это арт-резиденции куратора Владимира Селезнёва, документация которых будет представлена видеоинсталляцией в музейном комплексе УГМК, индустриальные арт-маршруты, спецпроекты «Обнять и плакать» куратора Льва Шушаричева и «Ткачество звука» куратора Дарьи Костиной в «Синара Центре» и «МЖК-1980», созданный совместно с Ельцин Центром, а также public talk с лекциями, кинопоказами, музыкальными и театральными программами, в том числе с проектом швейцарских художников «Исполняя социальные ритуалы» при поддержке совета по культуре «Про Гельвеция».

Даты проведения 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства:

со 2 октября по 5 декабря 2021 года.

Вся лента