Технологии, культура, человек
«Ростех» и основная программа биеннале
Политику в сфере спонсорства и благотворительности «Ростеха» можно описать тремя словами: технологии, культура, человек. Уральская биеннале полностью соответствует этим принципам, помогает придать современное звучание традиционным формам искусства и стимулирует интерес к истории
и культуре страны.
Госкорпорация уже в третий раз выступает стратегическим партнером Уральской индустриальной биеннале, и второй раз основная программа проходит на площадке действующего предприятия компании — Уральского оптико-механического завода (УОМЗ) холдинга «Швабе», одного из лидеров оптической отрасли России. В 2019 году был сделан смелый шаг — для публики был впервые открыт режимный объект. Фактически, чтобы отделить производственные цеха от помещений, отведенных под биеннале, была перестроена часть завода. Гости и участники получили возможность своими глазами увидеть совершенство высокоточного промышленного производства и открыли новые перспективы для творчества. Во многом благодаря исследовательскому проекту, проведенному в рамках 5-й биеннале, сотрудники завода смогли по-новому взглянуть на свое предприятие и ценность своего труда. Проект стал примером совершенно нового формата работы с историей завода через произведения искусства. За поддержку 5-й индустриальной биеннале в 2019 году в номинации «Культура» госкорпорация Ростех получила награду премии «Коммерсантъ – Инициативы», присуждаемой компаниям и представителям крупного бизнеса за лучшие проекты в области культуры, экологии и благотворительности.
В 2021 году сотрудничество было продолжено. Основной проект 6-й биеннале под названием «Мыслящие руки касаются друг друга» вновь реализуется при поддержке госкорпорации.
Одна из главных особенностей биеннале в 2021 году — экспериментальный подход. Перформанс стал определяющим жанром как для основного проекта, так и для публичной программы, включающей совместные выступления международных и российских художников. Кураторы во многом опирались на роман Евгения Замятина «Мы» (1921), анализируя персонажей и главы этой канонической антиутопии, чтобы, переосмыслив ее, создать коллективную форму утопии. Каждая площадка отсылает к элементам романа.
Оптико-механический завод в этой биеннале стал «Интегралом», а другие объекты — театральными подмостками для раскрытия образов персонажей и локаций произведения. Площадка УОМЗ — новый суперсовременный цех, который построен по новейшим технологиям и выступает идеальным фоном для создания кураторами биеннале своеобразного объекта мечты, связывающего промышленное производство и творческий процесс.