Эпоха Возрождения

Salone del Mobile.Milano — 2021

Прошедшая в сентябре 60-я Международная выставка Salone del Mobile.Milano — 2021 стала одним из самых долгожданных событий мировой дизайн-индустрии.

Миланский мебельный салон — важнейшее мероприятие для дизайнеров и производителей мебели, которое проходит с 1961 года и во многом формирует мебельную и интерьерную моду, определяя тенденции развития мебельного рынка на ближайшие годы. В этом году выставка стала настоящим драйвером восстановления мебельного сектора и сферы дизайна. Ярмарка, перенесенная на осень 2021 года из-за коронавируса, стала первой крупной итальянской выставкой после пандемии и, получив статус нового символа Ренессанса, открыла для себя новый формат функционирования, поменяв название на Supersalone. Куратор выставки, миланский архитектор Стефано Боэри объяснил статусную приставку «супер» совершенно отличным от прежнего опытом, который посетители получили от мероприятия 2021 года. Главные отличия: Supersalone не только открыт для всех желающих, впервые за всю свою историю он предоставил посетителям возможность мгновенного интерактивного бронирования понравившегося интерьерного предмета на цифровой платформе ярмарки. В целом акцент на диджитализации вполне очевиден, объясним и удобен в рамках ограничений, связанных с эпидемиологической обстановкой. Этот digital-экспириенс, инновации, креативность, глобальный культурный обмен и стали ключевыми понятиями Supersalone-2021.

Еще одной важной тенденцией этого года стало устойчивое развитие и обращение к вопросам повторного использования, переработки и циркулярности. Подобный подход стал крайне критичен в условиях возвращения экономики к допандемийному уровню, а также в стремлении к «лучшему и более ответственному развитию». В рамках стратегии организации выставки в этом году приоритет был отдан аренде и повторному использованию с целью сократить количество отходов, насколько это возможно. Выставочные пространства для компаний были спроектированы так, чтобы продукцию можно было рассмотреть наилучшим образом, при этом количество вспомогательных конструкций было сведено к минимуму. Вместо павильонов, где организованы 30, 60 стендов, каждый с внутренним и внешним оформлением, был предложен единый стиль с очень простым форматом внутри. Так, Андреа Капуто спроектировал длинные параллельные стеллажи, предназначенные для различных категорий товаров, а Stefano Boeri Interiors — общие помещения, в частности, фуд-корт, арены и лаунж-зону. Система инсталляций была устроена таким образом, что при установке задействовалось меньше материалов, при этом все они подлежат полной переработке.

Экологической повестке всей выставки соответствовал еще один «зеленый» проект Supersalone. В этом году благодаря инсталляции Forestami организаторам удалось воссоздать на территории зеленый лес, который приветствовал и сопровождал посетителей на входе в миланский выставочный комплекс Rho. Впечатляющую инсталляцию дополнил арт-проект, разработанный Федерико Ортика, в котором звучали музыкальные композиции Марко Менгони. Эта зеленая инсталляция у входа на выставку представляет собой арт-проект дизайнера Федерико Ортики под названием Resonantrees Performing Marco Mengoni. В основе проекта — идея сочетания экологической устойчивости с композиционным потенциалом деревьев как источника акустического резонанса. Инсталляция предлагала эмоциональное путешествие, в ходе которого записи популярного итальянского исполнителя становились звуковыми объектами, воспринимаемыми целостно, если прикоснуться к стволу дерева или приложить к нему ухо, чтобы установить физическую связь с источником звука.

Другие деревья сопровождали посетителей на пути к разным площадкам выставки, а также в пространствах для отдыха. Часть этих деревьев по окончании выставки высадили на территории Милана и за его пределами.

Одним из особенных мероприятий Supersalone стало The Lost Graduation Show («Потерянное шоу выпускников»), куратором которго выступила Анниина Койву. В рамках проекта студенты-выпускники 2020–2021 из 48 школ дизайна из 22 стран мира представили 170 проектов. Впервые в истории Salone был отражен каждый сектор индустрии мебельного дизайна. Современное состояние индустрии было продемонстрировано через проекты, посвященные дизайну в области мобильности, здравоохранения и спорта, инклюзивного дизайна, исследования материалов и устойчивости, привлекая внимание к тому, как развивается и распространяется современный дизайн.

Представленные проекты показали глубокое понимание потребностей современного общества, проходящего через очень сложный период своей истории. Школам дизайна было предложено выступить источником по-настоящему революционных идей, предлагая ответственные, умные и полезные решения для настоящего момента и для будущего. Таким образом, Salone del Mobile.Milano продемонстрировал свою поддержку институциям, воспитывающим новые поколения дизайнеров, готовых широко мыслить и упорно работать в период глубоких перемен.

Еще одним из ярких моментов прошедшего Supersalone стала экспозиция Take Your Seat — Solitude and Conviviality of the Chair под кураторством Нины Бассоли в партнерстве с Итальянской ассоциацией промышленного дизайна ADI и премией Compasso d'Oro. Эта выставка, посвященная самому легендарному объекту дизайна — стулу, представила в четырех павильонах Supersalone 30 моделей стульев, удостоенных премий, и 80 моделей, получивших почетное упоминание. Уникальное повествовательное путешествие от 1954 года до наших дней наглядно отобразило, какую роль играл дизайн стульев в его многочисленных и разнообразных воплощениях в ходе огромных изменений, которые претерпело общество, и как дизайн реагировал на смену культурных парадигм, проявлял изобретательность и вдохновение в поиске новых форм.

Помимо экспозиций в этом году Supersalone сделал акцент и на специальной программе, разработанной Марией Кристиной Дидеро, в которую вошли лекции и дискуссии от дизайнеров, архитекторов, художников, научных сотрудников и менеджеров со всего мира. В формате круглого стола эксперты ответили на многочисленные вопросы об архитектуре, образовании, циркулярной экономике, воздействии на окружающую среду, отношениях между проектом и кураторством и многом другом.

Большой успех у гостей имело пространство Международного гастрономического хаба от Identita Golose Milano (Международного конгресса шеф-поваров), состоящее из четырех фуд-кортов и посвященное высокой кухне от ведущих шеф-поваров Италии. Концепция была разработана специально для Supersalone. Карло Кракко, кондитер Марко Педрона, Массимо Боттура, мишленовские шефы Кристина Боуэрман, Матиас Пердомо и Юдженио Боера, величайший мастер пиццы Ренато Боско, мастер мороженого Паоло Брунелли и Андреа Безускио, который уже несколько лет входит в топ лучших кондитеров Италии, представили на выставке по одному легендарному блюду из своего меню, которое посетители смогли попробовать в неформальной обстановке.

Крайне важным событием этого года стало и то, что Supersalone шагнул за стены выставочного пространства Milan Rho Fairgrounds в город. Ради особенного мероприятия была возрождена важная традиция: центром так называемого «города supersalone» стал расположенный в центре Милана Triennale Milano. Специально для Salone del Mobile.Milano от Музея итальянского дизайна в Триеннале была презентована выставка под названием «Salone/Город». Экспозиция представила архивы Triennale Milano и Salone del Mobile.Milano, рассказывающие о культурных событиях города, инициированных Salone, которые на протяжении многих лет открывали для публики мир дизайна. За время проведения Supersalone выставку посетило более 35 000 человек.

Соединение всех компонентов воедино, соответствие актуальной повестке и безусловная смелость команды куратора Стефано Боэри и нового президента выставки Марии Порро, рискнувших провести мероприятие в столь неспокойное время, дали Salone del Mobile.Milano возможность не только воссоединить людей после долгого перерыва и окунуться в эпицентр событий в мире дизайна, но и стать великолепно отыгранной репетицией к привычному масштабному салону, который планируется в апреле 2022 года.

Вся лента