Вот-с тебе и апп
На Facebook, WhatsApp и Instagram обрушился сбой
Сбой в работе крупнейшей социальной сети в мире Facebook и подконтрольных ему WhatsApp и Instagram стал самым масштабным в интернете за несколько лет. По словам экспертов, проблема связана с нарушением в работе системы доменных имен компании. Отказ в работе сервисов Facebook сказался на работе Twitter, Google, Amazon и Telegram, в которые перешли пользователи. В числе пострадавших от инцидента также рекламодатели, которые рассчитывают на компенсацию ущерба со стороны американской компании.
В понедельник, 4 октября, произошел массовый сбой в работе соцсети Facebook и связанных с ней сервисов — WhatsApp и Instagram. Проблемы испытывали пользователи по всему миру. По данным портала DownDetector, жалобы начались около 18:13 по московскому времени. На момент сдачи номера “Ъ” работа сервисов не восстановилась. Представитель Facebook заявил в своем аккаунте в Twitter, что компании известно о проблеме: «Мы работаем над тем, чтобы как можно быстрее вернуть все в норму, и приносим извинения за любые неудобства». На запрос “Ъ” о причинах сбоя и размере ущерба в компании не ответили.
Эксперты связывают возможные причины сбоя с внутренними проблемами Facebook. По словам независимого IT-специалиста Филиппа Кулина, сбой произошел в работе внутрикорпоративной сети компании.
Исполнительный директор Общества защиты интернета Михаил Климарев утверждает, что сбой произошел из-за изменения в конфигурации DNS служб (domain name system — система доменных имен, обеспечивает связь адреса сайта с его IP) сервисов.
«Сейчас DNS-записи, включая корпоративные, у Facebook.com и Instagram.com пустые, соответственно, пользователь, обращаясь по ссылкам, не может получить доступ к серверам. Судя по всему, компания пыталась выполнить какие-то технические обновления, но что-то пошло не так»,— объясняет он.
Директор АНО «Цифровая культура» Иван Бегтин тоже считает, что проблема возникла на уровне DNS-записей.
«Важно обратить внимание на страницу статусов — сайт, который отображает работу инфраструктуры самого портала. Страница сейчас также недоступна, это говорит о том, что глобальный сбой произошел на уровне доменных имен»,— объясняет он.
Это в очередной раз доказывает, что компаниям нельзя «класть все яйца в одну корзину», отмечает эксперт: «Хотя Facebook неоднократно подчеркивала самостоятельность подконтрольных ей компаний, с технической точки зрения мы сейчас видим обратное». Гендиректор компании Qrator Labs (специализируется на сетевой безопасности) Александр Лямин уверен, что сбой — результат ошибки самой Facebook: «Он произошел на уровне серверов, а так как все они связаны у всех сервисов, включая WhatsApp и Instagram, работа нарушена у всех, и как только восстановится Facebook, заработают и эти сервисы».
По мнению эксперта, это самый длительный инцидент в истории соцсети.
Спустя несколько часов после сбоя в работе сервисов Facebook, на проблемы начали жаловаться также пользователи Twitter, Google и Amazon. Опрошенные “Ъ” эксперты считают, что проблемы в работе этих сервисов могут быть связаны с тем, что пользователи после «падения» соцсетей и мессенджеров перешли на эти ресурсы. Несколько пользователей заявили в Twitter, что после падения WhatsApp переместились в Telegram, но и он работает с перебоями, на что команда мессенджера утверждает, что Telegram работает медленно, «но еще держится».
Сбой стал самым масштабным в интернете за последние несколько лет, говорит гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян.
«Помимо пользователей уязвимыми в таких ситуациях оказываются рекламодатели, для которых соцсети являются основными рекламными площадками, им перерыв в работе может грозить существенным ущербом»,— отмечает он.
«С точки зрения рекламодателей, ущерб, надеюсь, не будет критичным. Мы рассчитываем, что площадки урегулируют вопрос путем переговоров, компенсируют недополученные рекламные возможности и возместят убытки»,— говорит исполнительный директор «Русбренда» (включает Procter & Gamble, Nestle, Unilever, Coca-Cola, PepsiCo и пр.) Алексей Поповичев. В то же время такие сбои оказывают существенное влияние на имидж рекламных площадок, отмечает он: «Пользователи испытывают неудобства, технические проблемы заставляют аудиторию нервничать».
По словам собеседников “Ъ”, сбой также стал проблемой для российских телеком-операторов — они столкнулись с волной жалоб от абонентов.
В пресс-службе «Вымпелкома» рассказали, что зачастую в случае, когда проблемы возникают на стороне популярного сервиса, пользователи сетуют на сбои у оператора связи, но не всегда это соответствует действительности: «Так случилось и сегодня, когда неполадки возникли у Facebook, Instagram и WhatsApp по всему миру».
На фоне инцидента стоимость акций Facebook упала на 5,34% на NASDAQ. Падение затронуло бумаги практически всех ведущих IT-компаний: Amazon подешевел на 3,8%, Apple — на 2,6%, Microsoft — на 2,4%, акции Nvidia подешевели на 5%, Alphabet — на 2,7%, Moderna — на 3,5% (все данные — на 21:15 мск).