Колосс на цифровых ногах
Обозреватель «Ъ» Алексей Наумов о том, что об империи Facebook говорит недавнее шестичасовое «падение»
«Власть корпораций» — это словосочетание сначала усилиями фантастов, а затем журналистов и всякого рода экспертов разной степени адекватности стало все чаще рождать в голове образы из какой-нибудь стереотипной антиутопии о нашем недалеком будущем. Будущем, в котором уже нет людей, одни потребители: каждый шаг отслежен, каждый поступок предсказан и монетизирован. Цепочка контактов подобрана по интересам и политическим предпочтениям, сообщения перлюстрированы роботами на предмет ключевых слов для рекламодателей. Выборы, может, и есть, но по факту нет никакой политики: умный алгоритм предлагает вам нужные сообщения и ролики, и ваше мнение формируется словно само по себе. Нет права. Нет семьи. Нет церкви.
На обложке романа про такого рода дистопию легко представить себе белую букву f на синем фоне — логотип компании Facebook, известной всем, проникшей в каждый дом и словно «угадывающей» ваши предпочтения по одному лишь слову, сказанному даже в лишенной всякой электроники комнате. Контуры будущего уже проступают: когда, например, руководство компании говорит о возможном внедрении в шлемы виртуальной реальности технологии отслеживания движения зрачка, обеспокоенные пользователи знают, что это значит,— рекламодатели смогут четко знать, куда и сколько вы смотрите, и получат возможность буквально лепить рекламу вам на глаза.
Но дело не исчерпывается одними лишь новыми технологиями, не помогает делу и чудаковатый руководитель Facebook Марк Цукерберг, который благодаря несколько своеобразной мимике и видимой неэмоциональности вообще, говорят, не человек, а ящерица — рептилоид.
Господина Цукерберга таскают на допросы в американский Конгресс, его грозится вызвать российская Госдума, и неприметный в прошлом айтишник вполне выглядит одним из всадников цифрового апокалипсиса. Его наступления, впрочем, многие чают — на фоне всевластья и всеведения корпораций звучат предложения, например, дать им место в ООН.
Накануне всадник с буквой f на темной мантии, однако, оступился: Facebook, а вместе с ним принадлежащие компании Instagram и WhatsApp были недоступны более шести часов. При ближайшем рассмотрении, однако, становится известно, что проблем у айтишника на коне бледном хватает: истина состоит в том, что мы с вами — свидетели заката империи Facebook.
Смертельного удара по всесильному Facebook никто не наносил: компания умирает смертью от тысячи порезов. И дело не в том, что из-за публикации работниками-активистами внутренних документов компании стало известно, что у соцсети есть «список избранных», на которых не распространяются правила, или что она намеренно продвигает агрессивный, разжигающий ненависть пользовательский контент, поскольку он привлекает внимание и вовлекает других людей, создавая активность и, соответственно, рекламный доход.
Дело в другом: как стало известно из внутренних документов компании, она, собственно, не знает, что делать и куда дальше идти. Разработчики компании понимают, что их приложения не вызывают взрывного интереса и не выглядят новацией, способной увлечь публику, и именно потому сосредотачиваются на старом добром разжигающем контенте.
Сейчас всесильный, казалось бы, Facebook страдает от наступления более молодых и агрессивных конкурентов: TikTok и Snapchat. Именно укусы соперников заставляют Facebook пытаться, например, завладеть интересом детей, вызвать у них интерес к динозавру среди соцсетей. В презентациях, например, рассказывалось, как вычислить интересы пользователей от 10 до 12 лет и как взаимодействовать с их родителями.
Рассматривался даже вариант использовать детские утренники и праздники для продвижения соцсети. «Facebook для стариков — в смысле 40-летних» — так, например, 11-летний ребенок описал свое впечатление от ставшей уже классической соцсети в разговоре с исследователями компании. В последнее время не спасает уже и Instagram, проигрывающий модному TikTok.
На фоне падения интереса молодежи к Facebook он становится резервацией для старшего поколения — условным местом, куда пользователи соцсетей приходят «умирать» в цифровом смысле этого слова, сосредотачиваясь на рецептах шарлотки, «шокирующих откровениях» о вакцине от коронавируса и несмешных политических картинках. Создатели контента, зачинатели идей, новаторы из Facebook уходят. Вместе с ними из соцсети уходит и сама жизнь — этот процесс будет долгим, но, по-видимому, неотвратимым.
Цифровой апокалипсис с всевластьем гигантов айти-индустрии, увы, вполне возможен, однако буквы f на мантии одного из всадников, скорее всего, не будет. Как шутят в интернете: «Нажмите F, чтобы отдать честь». Помянем.