«Яндекс» нашел себя в логистике
Сервис доставки компании войдет в тройку лидеров рынка
Резкий рост рынка e-commerce и опыт работы на рынке такси позволили «Яндексу» существенно увеличить долю своего сервиса по доставке посылок и товаров «Яндекс.Доставка». По прогнозам J.P. Morgan, по итогам 2021 года сервис разделит второе место по числу отправлений с оператором СДЭК. Традиционные экспресс-перевозчики возросшей конкуренции со стороны интернет-компании не видят и настаивают, что «Яндекс.Доставка» работает только внутри крупных городов и не покрывает весь спектр логистических услуг.
Логистический сервис «Яндекс.Доставка», оказывающий услуги бизнесу и физлицам, по итогам этого года разделит второе место на рынке по числу отправлений с экспресс-перевозчиком СДЭК, подсчитали в J.P. Morgan. Оба игрока выйдут на средний показатель 250 тыс. операций в сутки, первое место сохранит «Почта России» с 1 млн ежедневных доставок.
В результате доля «Яндекс.Доставки» на рынке достигнет 4%, а выручка — 11,4 млрд руб.
Опираясь на текущие и прогнозируемые показатели сервиса, аналитики J.P. Morgan оценили сервис в $1,6 млрд (116,09 млрд руб. по курсу ЦБ на среду). В «Яндексе» комментировать оценки не стали.
«Яндекс.Доставка» запущена в конце 2019 года внутри приложения «Яндекс.Go» (объединяет такси, доставку еды и продуктов). По собственным данным, помимо физлиц с «Яндекс.Доставкой» работают около 20 тыс. компаний и более 100 тыс. предпринимателей. По оценкам J.P. Morgan, на конец третьего квартала в сервисе работали около 30 тыс. курьеров и водителей.
По данным NeoAnalytics, в 2020 году объем рынка экспресс-доставки грузов и почты вырос на 13,6%, до более чем 90 млрд руб. Только на рынке e-commerce число доставок в этом году увеличится в два раза, до 1,59 млрд операций, ожидают в Data Insight.
Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина поясняет, что быстро выйти на рынок доставки и начать активную экспансию «Яндексу» позволила существующая экосистема, например поисковик и сервис заказа такси, водители которого начали выполнять курьерские функции.
В то же время у других игроков, таких как «Почта России», гораздо сильнее развита региональная логистическая инфраструктура, отмечает она. По словам аналитика «ВТБ Капитала» Владимира Беспалова, только рост рынка e-commerce сильно подстегнул потребности бизнеса в доставке, что и отразилось на показателях логистических сервисов. «В этом смысле вряд ли "Яндекс.Доставка" существенно отъедает доли экспресс-перевозчиков на рынке логистики. Этот сервис наиболее популярен в крупнейших городах для внутригородских доставок, и он не покрывает весь перечень услуг, которые может предоставить та же "Почта России"»,— рассуждает аналитик.
Традиционные логистические операторы не считают сервис «Яндекса» серьезной угрозой. Директор по продажам СДЭК Андрей Мякин указывает, что только среднедневной объем доставок СДЭК и «Яндекс.Доставки» сравнивать некорректно. СДЭК — это федеральное покрытие и междугородные отправления, а «Яндекс.Доставка» — в первую очередь внутригородские операции, указывает он. По его словам, с начала 2021 года число заказов СДЭК выросло на 21% год к году, и сейчас компания занимает около 6% от общей доли рынка отправлений в сегменте b2c. В DHL растущего конкурентного давления со стороны «Яндекс.Доставки» тоже не ощущают, поскольку работают на международную доставку, говорит гендиректор DHL Express в России Анна Клинскова. В «Почте России» отказались от комментариев.
Партнер Data Insight Федор Вирин согласен, что сервис «Яндекса» и более традиционные логисты, например «Почта России», СДЭК, Boxberry, занимают разные ниши на рынке.
По словам эксперта, ключевое отличие последних — наличие сортировочных центров, которые позволяют консолидировать отправления, в то время как «Яндекс.Доставка» фокусируется на доставке из точки в точку в течение часов или меньше. «В этом смысле "Яндекс" является скорее поставщиком курьеров, в том числе для других курьерских компаний»,— говорит господин Вирин.