Из сетей на сервисы

Куда пошли граждане во время сбоя Facebook

Самое длительное в истории падение Facebook, WhatsApp и Instagram привело к всплеску роста трафика у конкурирующих соцсетей и других ресурсов, например приложений знакомств и книжных сервисов, а также к росту числа звонков и СМС. На следующий день, 5 октября, показатели уже вернулись на прежний уровень, но в долгосрочной перспективе сбой повлияет на имидж соцсетей как рекламных площадок: упущенная выгода российских рекламодателей может составлять десятки миллионов рублей, оценивают эксперты.

Глава Facebook Марк Цукерберг

Фото: Зотов Алексей, Коммерсантъ

Семичасовой сбой в работе социальной сети Facebook и ее дочерних сервисов Instagram и WhatsApp 4 октября спровоцировал увеличение трафика соцсетей-конкурентов и ряда развлекательных сервисов, а также рост спроса на традиционные услуги сотовых операторов, рассказали «Ъ» в компаниях.

Во «ВКонтакте» в понедельник вечером на 54% выросло количество регистраций, на 21% — число отправленных сообщений, а объем активной аудитории — на 19% по сравнению с предыдущим днем, рассказали в пресс-службе соцсети. Количество регистраций в мессенджере Viber по всему миру выросло в пять раз, в «Одноклассниках» фиксировали рост регистраций на 25% по сравнению с понедельником на прошлой неделе.

По данным «Билайн.Аналитики», количество регистраций в Telegram 4 октября выросло на 143% в сравнении со средним ежедневным показателем.

Также на фоне сбоя в WhatsApp россияне значительно чаще пользовались традиционными услугами связи. В МТС рассказали, что в течение нескольких часов количество исходящих СМС-сообщений увеличилось в 4,6 раза, «Вымпелком» фиксировал рост числа исходящих СМС «почти в 4 раза», количества звонков — в 1,8 раза. Пользователи также разговаривали дольше, чем обычно: в МТС заявили, что продолжительность звонков увеличилась в 2,5 раза, в «Вымпелкоме» этот показатель вырос в 2,9 раза по сравнению с аналогичными часами в предыдущие дни.

О росте продаж сообщили и книжные сервисы: продажи цифровых книг в «ЛитРес» в штуках выросли на 8% на фоне сбоя по сравнению с предыдущим днем, сообщили в группе. В понедельник вечером пользователи слушали аудиокниги практически в два раза активнее, если сравнить потребление контента в эти же часы в будние дни, рассказал гендиректор Storytel Russia Борис Макаренков.

Рост трафика зафиксировали и сервисы знакомств: гендиректор Mamba Андрей Бронецкий говорит, что количество отправляемых сообщений в сервисе выросло «мгновенно почти на 30%». «Это был рост среди существующей аудитории, рост в регистрациях был менее значительный»,— отметил он.

В Wildberries не зафиксировали существенного роста трафика, но отметили увеличение спроса на определенные категории товаров: 4 октября по сравнению с предыдущим днем на 39% выросли продажи телевизоров, на 84% — проекторов для просмотра фильмов дома.

Большинство опрошенных «Ъ» сервисов отмечают, что во вторник, 5 октября, показатели уже вернулись к прежним уровням.

«Практика показывает, что краткосрочный всплеск трафика и регистраций во время сбоя редко удается конвертировать в долгосрочный эффект для финансовых показателей»,— считает гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян.

Во время сбоя пострадали в первую очередь те рекламодатели, кто использует соцсети для лидогенерации и продажи товаров, говорят эксперты. Надежда Мерещенко оценивает ущерб от сбоя в 70 млн руб. в час для российских компаний. Речь идет об упущенной выгоде на десятки миллионов рублей в России, говорит управляющий директор Performics (входит в Publicis Groupe) Ирина Козлова. Юрист фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле считает, что рекламодатели могут попытаться взыскать убытки с Facebook через суд, но в таком случае им нужно будет доказать, что сбой произошел по вине корпорации.

В долгосрочной перспективе сбой повлияет на имидж соцсетей как рекламных площадок. «Компании не будут существенно перестраивать стратегии по работе с Facebook. Но про альтернативный способ коммуникации в случае сбоя сети подумали все»,— говорит Ирина Козлова. По мнению операционного performance-директора OMD Resolution Надежды Мерещенко, в долгосрочной стратегии «баллы себе точно заработал Telegram».

Валерия Лебедева, Татьяна Исакова

Вся лента