Конкурсные управляющие делят «Татьяну»
В деле о банкротстве компании «Управление строительства-620» просят вернуть проходческий щит
В деле о банкротстве строительной компании «Управление строительства-620», c большими проблемами построившей в Нижнем Новгороде станцию метро «Стрелка», оспаривается вывод в другую компанию тоннелепроходческого механизированного комплекса. Щит, получивший имя «Татьяна», был приобретен для проходки тоннелей в 2015 году за 700 млн руб., а в банкротных торгах его оценили в 210 млн. Бывший учредитель и директор компании, обвиненный в мошенничестве, Владислав Костенко тоже банкротится как физлицо в своем родном Воронеже. Своим работникам, субподрядчикам, кредиторам и прочим контрагентам «Управление строительства-620» осталось должно в общей сложности более 3 млрд руб., но в конкурсную массу пока ничего не взыскано.
В арбитражном суде Москвы в рамках дела о банкротстве ООО СК «Управление строительства-620» начались тяжбы за тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК). Напомним, строительная компания за 10 млрд руб. в 2018 году построила станцию метро «Стрелка» и вошла в предбанкротное состояние еще в процессе работ. В мае 2018 года генподрядчик передал свои активы аффилированному ООО «Проектное бюро "Инженер"», которое брало кредиты на достройку станции, но из-за проблем с грунтами не смогло доделать вентиляционный узел №2 (он до сих пор не достроен, и «Стрелку» сдали в эксплуатацию без него). В эту компанию в счет оплаты долга по кредиту был передан и проходческий щит.
В 2015 году, когда в Нижнем Новгороде после долгого перерыва решили строить станцию «Стрелка», этот ТПМК был закуплен у немецкого производителя Herrenkneht AG за 700 млн руб. и получил имя «Татьяна». Фактически это машина для проходки тоннелей длиной 80 м и весом более 400 тонн.
Однако проектное бюро «Инженер» тоже обанкротилось с большими долгами, и комплекс «Татьяна» в разобранном виде в этом году был выставлен на торги по цене 230–210 млн руб. Конкурсный управляющий дважды безуспешно пытался продать его, однако спецоборудование никто не купил. Как рассказала конкурсный управляющий компании «Управление строительства-620» Мадина Бекназарова, она оспаривает соглашение 2018 года о передаче основных средств должника в счет оплаты за перевод долга по кредитному договору с банком «Пересвет». Если суд удовлетворит эти требования, то немецкий ТПМК как залог банка вернется в конкурсную массу обанкротившейся стройкомпании.
Кстати, в понедельник Московский арбитражный суд признал недействительными поручительства «Управления строительства-620» на сумму свыше 1,7 млрд руб. по банковским кредитам, взятым ООО ПБ «Инженер».
Добавим, что пока в конкурсную массу бывшего генподрядчика ничего не взыскано, хотя конкурсный управляющий оспаривает в суде даже сравнительно небольшие платежи — например, пожертвование на 5 млн руб., сделанное банкротом Нижегородской епархии РПЦ (этот перевод церкви, возможно, придется вернуть по суду). Добавим, что общая сумма требований кредиторов к «Управлению строительства-620» превысила 3,4 млрд руб.
В ходе строительства с оплатой работ были фактически обмануты не только работники самой строительной организации и ее нижегородской дочки ННСУ-620, но и многочисленные субподрядчики и поставщики услуг. В Следственном комитете уже третий год расследуют уголовное дело в отношении бывшего гендиректора и учредителя Владислава Костенко, который, по версии следствия, не только нанес материальный ущерб работникам, но и похитил со стройки около 90 млн руб. за счет приписок по стройматериалам.
Конца этому следствию пока не видно: следователи СК неспешно разбираются во всех обстоятельствах, а генподрядчик успел отсидеть срок предварительного заключения в нижегородском СИЗО, освободиться и уехать.
Сейчас господин Костенко, к которому выдвинуты многочисленные претензии кредиторов по стройке «Стрелки», банкротится как физлицо в родном Воронеже по заявлению своей бывшей организации СМУ-6 (она тоже признана банкротом). На счетах «Управления строительства-620» в банке «Авангард» остались почти 36 млн руб., которыми можно было частично погасить требования кредиторов. Но счет был давно арестован по решению следствия, и банк заблокировал эти деньги в счет возможного погашения ущерба по пресловутому уголовному делу.
В 2015 году все начиналось хорошо — выиграв госконтракт на строительство «Стрелки» и приобретя проходческий комплекс, строительная компания Владислава Костенко хотела стать основным подрядчиком по строительству метро в Нижнем Новгороде. Как объяснял сам предприниматель, «чтобы не толкаться» в высококонкурентной Москве, где постоянно строят новые станции. Однако аферы и огромные долги, наделанные в ходе строительства «Стрелки», погубили эти замыслы. Успешно рывший тоннели в Канавинском районе щит, очевидно, будет продан в счет погашения долгов не одного, так другого банкрота.
Теперь губернатор и правительство Нижегородской области обещают возобновить строительство метро за счет инфраструктурных бюджетных кредитов. По мнению бывшего директора ГУММиД (муниципальный заказчик метро) Юрия Гаранина, отсутствие местного подрядчика со своим оборудованием не критично. «Если деньги будут, то и проекты реализуются. И люди, и техника — все найдется при наличии соответствующего финансирования. Москва рядом, там строят много, дадут нам какого-нибудь хорошего подрядчика», — добавил опытный метростроитель.