Кубометр доброй воли
Россия готова сбить ажиотажный спрос на газ в Европе
Президент РФ Владимир Путин допустил возможность «аккуратного» роста поставок российского газа в Европу через продажи на электронной торговой площадке «Газпрома». Этот механизм позволяет «Газпрому» продавать газ на экспорт в управляемом режиме, без конкуренции с долгосрочными контрактами. Но те объемы, которые компания сейчас может предложить на ЭТП, едва ли способны существенно помочь Европе в преодолении энергетического кризиса.
«Газпром» мог бы увеличить продажи газа в Европу через свою электронную торговую площадку (ЭТП), заявил вице-премьер Александр Новак в ходе совещания под руководством президента Владимира Путина. По мнению вице-премьера, такой шаг мог бы сбить резкий рост цен на газ в Европе, который отчасти имеет и спекулятивную природу. «Было бы возможно и целесообразно поставить дополнительные биржевые объемы газа на электронной торговой бирже в Санкт-Петербурге, хотя бы небольшие объемы, которые могли бы действительно сбить спекулятивный эффект. Но здесь нужно обязательно учитывать то, что у нас сегодня продолжается закачка газа в ПХГ (в России.— “Ъ”)»,— заметил он. «Если это собьет ажиотажный спрос, то можно это сделать. Только не в ущерб себе, конечно»,— ответил на это Владимир Путин, добавив, что «сделать это надо аккуратно» и после обсуждения с «Газпромом».
«Газпром» использует ЭТП как дополнительный канал продажи газа на экспорт в дополнение к долгосрочным контрактам. Важно, что это не классическая биржевая торговля, а аукцион: «Газпром» выставляет определенные объемы газа на торги и потом собирает закрытые предложения по цене от участников (европейских потребителей газа и трейдеров), прошедших предварительную квалификацию. При этом «Газпром» может удовлетворить заявки полностью, частично или вовсе отклонить, если цена покажется ему слишком низкой.
В кризисном 2020 году, когда цена газа в Европе резко упала, объем продаж на ЭТП превысил 27 млрд кубометров, составив более 15% от всех поставок «Газпрома» в Европу. Но в 2021 году, когда цены на газ стали расти, «Газпром» резко снизил предложение газа на ЭТП (за девять месяцев продажи составили лишь чуть более 5 млрд кубометров), а с сентября вообще перестал продавать его с поставкой на этот год. Такой подход, как писал “Ъ”, должен был поддерживать мотивацию властей Германии к скорейшему завершению процедур по запуску газопровода «Северный поток-2» (см. “Ъ” от 14 июля).
В то же время в третьем квартале у «Газпрома» объективно возникли трудности с тем, чтобы предлагать дополнительный газ для экспорта. Компании нужно было удовлетворять существенно выросший внутренний спрос, в том числе со стороны генерации, а также заполнять опустевшие после прошлой холодной зимы российские подземные хранилища (см. “Ъ” от 12 августа). Кроме того, авария на заводе в Новом Уренгое в начале августа сократила пиковую производительность месторождений «Газпрома» в Надым-Пур-Тазе. Те объемы, которые «Газпром» сейчас может предложить на ЭТП (а речь, по данным “Ъ”, может идти о 30–50 млн кубометров в сутки), в принципе не способны сбалансировать европейский рынок, учитывая нехватку 20 млрд кубометров газа в местных ПХГ.
Некоторые собеседники “Ъ” полагают, что речь идет о демонстративном жесте.
«Нужен баланс: и мотивацию сохранить (для запуска "Северного потока-2".— “Ъ”), и добрую волю показать»,— считает один из них.
Владимир Путин в ходе совещания несколько раз подчеркнул, что «Газпрому» невыгодно поставлять газ в Европу через Украину сверх объемов, зафиксированных в транзитном контракте, и компания намерена наращивать поставки «по новым маршрутам».
На фоне заявлений Владимира Путина о потенциальном росте поставок из России цены на газ на нидерландском хабе TTF 6 октября снизились на 9,5%, до €104,9 за 1 МВт•ч ($1250 за 1 тыс. кубометров), поднимаясь до этого в ходе торгов до $1900. Впрочем, реальный охлаждающий эффект, который могут оказать на рынок не только продажи «Газпрома» на ЭТП, но и даже запуск «Северного потока-2», вероятно, будет ограниченным.
По мнению большинства экспертов, решающее значение для динамики цен будет иметь то, будет ли эта зима в Северном полушарии холодной.
Аналитики OIES Майк Фулвуд и Джек Шарплз при этом подчеркивают возрастающую зависимость европейского рынка газа от динамики глобального рынка СПГ. По их оценкам, снижение предложения газа в Европе в 2021 году по сравнению с допандемийным 2019 годом составило 48 млрд кубометров, из которых только 13 млрд кубометров пришлось на поставщиков трубопроводного газа (Россию и Норвегию), еще 15 млрд кубометров — на сокращение внутриевропейской добычи и 20 млрд кубометров — на снижение поставок СПГ.